link18923 link18924 link18925 link18926 link18927 link18928 link18929 link18930 link18931 link18932 link18933 link18934 link18935 link18936 link18937 link18938 link18939 link18940 link18941 link18942 link18943 link18944 link18945 link18946 link18947 link18948 link18949 link18950 link18951 link18952 link18953 link18954 link18955 link18956 link18957 link18958 link18959 link18960 link18961 link18962 link18963 link18964 link18965 link18966 link18967 link18968 link18969 link18970 link18971 link18972 link18973 link18974 link18975 link18976 link18977 link18978 link18979 link18980 link18981 link18982 link18983 link18984 link18985 link18986 link18987 link18988 link18989 link18990 link18991 link18992 link18993 link18994 link18995 link18996 link18997 link18998 link18999 link19000 link19001 link19002 link19003 link19004 link19005 link19006 link19007 link19008 link19009 link19010 link19011 link19012 link19013 link19014 link19015 link19016 link19017 link19018 link19019 link19020 link19021 link19022 link19023 link19024 link19025 link19026 link19027 link19028 link19029 link19030 link19031 link19032 link19033 link19034 link19035 link19036 link19037 link19038 link19039 link19040 link19041 link19042 link19043 link19044 link19045 link19046 link19047 link19048 link19049 link19050 link19051 link19052 link19053 link19054 link19055 link19056 link19057 link19058 link19059 link19060 link19061 link19062 link19063 link19064 link19065 link19066 link19067 link19068 link19069 link19070 link19071

Архиереи



Вениамин (Благонравов) II

  
Ф.И.О.:  Благонравов Василий Антонович
  
Сан:  архиепископ
Место:  рождения: Тамбовская губ.
захоронения: Иркутский кафедральный собор
Дата рождения:  1825 г. 19 век
Дата пострига:  27.08. 1849 г. 19 век
Дата хиротонии:  20.05. 1862 г. 19 век
Дата смерти:  02.02. 1892 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Образование

Семинария Тамбовская духовная

  —  
1846 г. 19 век  

  

Академия Казанская духовная

1846 г. 19 век   —  
1850 г. 19 век  

  

 
Биография

Вениамин II (Благонравов Василий Антонович), архиепископ Иркутский и Нерчинский.
Родился в 1825 году в семье священника Тамбовской губернии.
В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию.
27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона.
В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха.
С 1852 года — помощник инспектора Казанской академии.
28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита.
С 21 апреля 1857 года — профессор Казанской духовной академии.
21 января 1858 года назначен инспектором той же академии.
С 22 апреля 1858 года — ректор вновь открытой Томской духовной семинарии.
С 23 августа 1861 года — ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря.
20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии и назначен начальником Забайкальской духовной миссии.
4 июня 1868 года вызван в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде.
С 18 марта 1868 года — епископ Камчатский.
С 31 марта 1873 года — епископ Иркутский.
16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа.
30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии.
Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе.
По отзыву историка Казанской духовной академии проф. Знаменского, архиеп. Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины.
Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его "махиной в 1001 лист", находя в нем [в нем или в курсе ?] сходство с арабскими сказками "Тысячи и одной ночи".
В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиеп. Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: "Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее..." Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.
Во всяком случае нельзя думать, что архиеп. Вениамин относился к науке без должного уважения. Упомянутый выше профессор Знаменский свидетельствует, что он носил в себе задатки настоящего ученого, но не имел времени предаться научной кабинетной работе, потому что занялся широкой и многотрудной практической деятельностью сначала по устройству вновь образованной Томской семинарии, потом по управлению епархиями и по делам сибирских миссий.
Со времени назначения преосв. Вениамина в Сибирь началась его благотворная миссионерская деятельность, имевшая важное историческое значение.
Под руководством Вениамина Забайкальская миссия вступила в новый блестящий период своей деятельности.
Шестилетние миссионерские труды архиеп. Вениамина в Забайкальской миссии (1862-1867 гг.) возбудили всеобщее сочувствие к миссии в Сибири и в европейской России. За это время он обратил к Православной Церкви 2000 язычников (бурят и тунгузов), несмотря на великие препятствия с разных сторон.
В Благовещенске он открыл духовную семинарию.
Более благотворной была деятельность преосв. Вениамина на Иркутской кафедре, где он в течение 16 лет управления епархией обратил к православию до 30000 бурят.
Японской Православной миссии архиеп. Вениамин предоставил пособие, давшее возможность продолжать просвещение японцев христианской верой.
В память празднования полуторавекового юбилея существования Иркутской епархии архиеп. Вениамин подал мысль об учреждении миссионерского стана во имя святителя Иннокентия с церковью и училищем для бурят.
Он исследовал вопрос о состоянии сибирского ламаизма и о других верованиях инородцев.
Отчеты преосв. Вениамина о деятельности сибирских миссий за разные годы представляли [представляют ?] собой драгоценные церковно-исторические этюды, без которых невозможно обойтись при изучении состояния сибирской церкви и сибирского ламаизма. Эти отчеты, а также и многие письма архипастыря содержали в себе лучшую научную разработку этого вопроса.

Труды:
Жизненные вопросы православной миссии в Сибири.
Огласительное поучение готовящимся ко св. крещению язычникам.
Письма Вениамина архиеп. Иркутского к Казанскому архиеп. Владимиру.
Переписка архиеп. Вениамина с К.П. Победоносцевым.
Труды православных миссий Восточной Сибири в 4-х частях.
Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири.
Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников.
Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к Православной Русской Церкви.

Литература:
Никольский А., прот. Забайкальская духовная миссия (1681-1903). М., 1904. с. 46, 51, 69, 70.
Игнатьев А.А. 50 лет в строю. М., 1953. с. 31.
Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского и Нерчинского. Иркутск, 1838.
Памяти высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского и Нерчинского. Иркутск, 1892.
Булгаков. с. 1395, 1401.
Толстой Ю. № 373.
"Списки архиереев". № 372.
Строев. стб. 557, 874.
Юбилейный сборник. с. 580.
Летопись Е.А. с. 883.
Самарские епархиальные ведомости. 1879. № 15. с. 294-295.
-"- -"- 1886. № 13. с. 261.
Церковные ведомости. 1903. № 50. с. 1966.
-"- -"- 1918. № 19-20. с. 110.
Приб. к ЦВ. 1891. № 41. с. 1427.
-"- -"- 1892. № 7. с. 266-274.
Труды КДА. 1873. февр. с. 118-119.
Православный собеседник. 1874. янв. с. 64-70.
-"- -"- 1897, март. апр. с. 180, 186, 191.
-"- -"- 1898. янв. с. 50.
-"- -"- 1901. янв. с. 104.
-"- -"- 1902. сент. с. 130.
-"- -"- 1904, июль-авг. с. 229.
-"- -"- 1905, июль-авг. с. 1, 2.
-"- -"- 1915. май. с. 156-158.
Русский паломник. 1889. № 42. с. 497-499.
-"- -"- 1893. № 27. с. 430.
Исторический вестник. 1882. окт. с. 20.
Церковный вестник. 1891. № 8. с. 113; № 26. с. 410; № 36. с. 572; № 37. с. 588; № 43. с. 684.
Известия Казанской епархии. 1870. № 3. с. 72.
-"- -"- 1873. № 5. с. 151-154; № 6. с. 168-172.
-"- -"- 1886. № 12. с. 290; № 13. с. 330 п/с.
-"- -"- 1887. № 12. с. 285.
Христианское чтение. 1868. май. с. 728.
-"- -"- 1874. июль. с. 566-572.
-"- -"- 1875. июль. с. 531.
-"- -"- 1891. март. с. 316.
Православное обозрение. 1873. т. III. с. 599, 603.
-"- -"- 1874, т. III. с. 244-245.
-"- -"- 1876, т. I. с. 586.
-"- -"- 1877. март. с. 660-661; май. с. 531-532.
-"- -"- 1878. янв. с. 313-314.
-"- -"- 1886. сент. с. 616-619.
-"- -"- 1887. янв.-апр. с. 213-214, 590-608.
Русский архив. кн. 1. № 2. с. 248; № 3. с. 399.
Красный архив. т. 39. с. 116.
Н.Д. с. 63, 76.
ЖПБ. т. I. с. 55, 57.
БЭЛ. т. III. с. 294-297; т. V. с. 1031; т. VIII. с. 232.
БЭС. т. I. с. 475, 955.
ЭС. т. I. с. 403.

 
Должности и места служения

профессор
Академия Казанская духовная

21.04. 1857 г. 19 век   —  
21.01. 1858 г. 19 век
  
  

инспектор
Академия Казанская духовная

21.01. 1858 г. 19 век   —  
22.04. 1858 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Томская духовная

22.04. 1858 г. 19 век   —  
23.08. 1861 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Костромская духовная

23.08. 1861 г. 19 век   —  
20.05. 1862 г. 19 век
  
  

ректор
Петропавловская епархия

18/30.03. 1868 г. 19 век   —  
31.03/12.04. 1873 г. 19 век
  
  

Иркутская епархия

1873 г. 19 век   —  
1892 г. 19 век
  
  

 
Сан

епископ

27.08. 1849 г. 19 век   —  
09.10. 1849 г. 19 век
  
  

иеродиакон

09.10. 1849 г. 19 век   —  
20.11. 1850 г. 19 век
  
  

иеромонах

20.11. 1850 г. 19 век   —  
28.11. 1856 г. 19 век
  
  

архимандрит

28.11. 1856 г. 19 век   —  
20.05. 1862 г. 19 век
  
  

епископ

20.05. 1862 г. 19 век   —  
16.04. 1878 г. 19 век
  
  

архиепископ

16.04. 1878 г. 19 век   —  
02.02.
  
  

 
Библиография

   1   Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп.. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись).. Куйбышев. 1971 . 5 ч..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–