|
Антоний (Ядрейкович / Андрейкович), св.
|
|
|
Сан:
архиепископ
|
Место:
рождения: г. Новгород
смерти: г. Новгород
захоронения: Софийский собор, Новгород
|
Дата смерти:
08.10.
1231 г.
13 век
|
Церковная принадлежность
|
Биография
Св. Антоний (Добрыня Андрейкович), архиепископ Новгородский и Псковский.
Происходил из местных именитых людей.
В 1201 году совершил паломничество в Константинополь. По возвращении в Новгород принял монашество в Хутынском монастыре.
В 1212 году избран новгородцами архиепископом и отправлен в Киев на посвящение.
В 1218 году переведен на Перемышльскую кафедру.
В 1225 году снова возвращен в Новгород.
В 1228 году по болезни оставил кафедру и удалился в Хутынский монастырь. По требованию новгородцев в этом же году снова возвращен на Новгородскую кафедру, немой и параличный.
В 1229 году уволен на покой.
Скончался 8 октября 1231 года. Погребен в притворе Софийского собора, в Корсунской паперти.
Основными качествами духовно-нравственного облика святителя Антония были следующие: благочестие, миротворчество, любовь к подвижникам благочестия и храмозданию, недоверие своему разуму, значительное для своего времени образование. Свидетельством последнего служило замечательное по обилию историко-археологического материала описание его путешествия в Константинополь. Особенно описание Софийского собора и его сокровищ.
О благочестии святителя в литературе только упоминается, а в чем именно проявилось оно в деятельности епископа неизвестно.
О его любви к храмозданию говорит тот факт, что первым делом его по приезде в Новгород было создание храма в честь преп. Антония вместо палат своего предшественника. Кроме того, им была построена церковь во имя св. вмч. Варвары.
Наиболее ярко проявился в нем дух миротворчества. Время, в которое святительствовал св. Антоний, было самым смутным временем для Новгорода, который колебался тогда между князьями южной Руси и великим князем Владимирским. Частые смуты происходили и в самом Новгороде. В это-то время святитель и явил дух миротворчества. Он всеми силами стремился умиротворить враждующие стороны, чего конечно и достиг, хотя и с трудом, силою крестною.
О его любви к подвижникам благочестия и о недоверии своему разуму говорит тесная или, лучше сказать, внутренняя дружба с преп. Варлаамом Хутынским. Они так крепко любили друг друга, что почти ничего не делали без взаимного совета. Они часто друг друга посещали и долгое время проводили в духовных беседах.
Труды:
Два списка путевых записок. Изд. И.И. Спезневского в "Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках".
Литература:
Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей. с. 116.
Порфирьев. История русской литературы. т. I. с. 391-392.
Толстой М.В. Святыни и древности Великого Новгорода. М., 1862. с. 36.
Тихомиров П., прот. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. Новгород, 1902. с. 92.
Соловьев С.М. История России. кн. I. с. 597, 599.
Строев. стб. 34.
Булгаков. с. 1406.
Венгеров. т. I. с. 636-637.
Обзор русской духовной литературы. с. 40.
Р. Пр. Нкр. т. 1. с. 38.
ПСРЛ. т. I, III, IV, V, VII (по указат. с. 36).
Святая Русь. № 188.
Православный собеседник. 1891. IV. с. 56.
БЭЮ. т. I. с. 705.
ЭС. т. II. с. 858.
РБС. т. II. с. 214.
Н.Д. с. 18.
|
Должности и места служения
Библиография
1
|
Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп..
Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись)..
Куйбышев.
1971
.
5 ч..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|