|
Василий Калека (Калейка), св.
|
Ф.И.О.: Калека или Калена Григорий |
|
|
Сан:
архиепископ
|
Место:
рождения: г. Новгород
смерти: монастырь Архангела Михаила на р. Шелони
погребения: Корсунская паперть Софийского собора г. Новгорода
|
Дата хиротонии:
29.08.
1331 или 1329
14 век
|
Дата смерти:
03.07.
1352 г.
14 век
|
Церковная принадлежность
|
Биография
Св. Василий (Калека или Калена Григорий), архиепископ Новгородский и Псковский.
Родился в семье священника Космодамиановской церкви г. Новгорода.
До возведения в архиерейский сан он совершил путешествие на Восток по св. местам и описал его в "Послании о рае".
29 августа 1331 года (по ЭС — в 1329 году) хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа митр. Феогностом.
Время его архипастырского служения совпало с тяжелыми для Новгорода обстоятельствами. Новгород, только что успевший оградить себя от тверских князей, начал страдать от Москвы. Иван Данилович Калита сильно теснил новгородцев и владыке Василию пришлось быть ходатаем перед ним за свободу своего родного города.
Возникали волнения в Пскове, стремившемся освободиться от власти Новгорода и иметь у себя своего епископа.
В самом Новгороде не прекращались несогласия и вражда между отдельными партиями.
Владыка Василий стремился умирить всех. Он много заботился о благоустройстве своей епархии. Богатая казна Софийского собора по распоряжению еп. Василия щедро отпускала на дела благотворительности и на украшение города. В 1336 году он воздвиг Входоиерусалимскую церковь в кремле, а в 1342 году — Благовещенскую в двух верстах от Новгорода. На свои средства построил новый мост через р. Волхов вместо снесенного наводнением; вместе с несколькими именитыми новгородцами заложил новую каменную стену около города, возобновил и украсил еще несколько храмов.
В 1340 году большой ущерб нанес Новгороду пожар. Свт. Василий взялся за восстановление пострадавших от пожара зданий и церквей. Он возобновил стены Софийского собора, покрыл его свинцом, устроил новый иконостас, из своей казны помогал возобновить погоревшие церкви и опять устроил Волховский мост. Сам преосв. Василий занимался живописью и своим мастерством украшал храмы. Сохранилась написанная им икона свв. Бориса и Глеба. Для воспитания своей паствы в духе почитания святыни им было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери "Умиление" с крестным ходом в Троицкую церковь Ямской слободы, где находилась эта икона, в память явленного ею чуда: 8 июля 1337 года икона эта были видима в церкви поднявшейся на воздух и источающей слезы из очей.
Своей богоугодной жизнью, патриотической и благотворительной деятельностью свт. Василий заслужил великое почтение и любовь новгородцев. Он был почтен и в Константинополе. В отличие от других русских архиереев Константинопольский патриарх в 1341 году прислал ему крестчатые [Дьяченко: крещатые] ризы и белый клобук.
Самая смерть святителя Василия свидетельствовала о его любви к пастве. В 1352 году во Пскове появилась страшная моровая язва, которую называли "черная смерть". Она в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них вместе с ними. Забыв все обиды, владыка прибыл немедленно, совершил богослужения в трех церквах, обошел город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел и на обратном пути, 3 июля 1352 года, скончался в обители Архангела Михаила на р. Шелони. Погребен в Корсунской паперти Софийского собора.
Труды:
"О рае, уцелевшем на земле". Послание к еп. Феодору Тверскому. Изд. Степен. кн. т. I. с. 480. Собрание летописей. т. VI. с. 46-80; т. VII. с. 212-214.
Литература:
Тихомиров П., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. т. I. с. 165-190.
Тихомиров П., прот. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Богоматери. 3-е изд. Новгород, 1902. с. 92.
Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. с. 138, прим. 9.
Толстой М.В. Святыни и древности Великого Новгорода. М., 1862. с. 36, 94.
Самбикин Д. Месяцеслов святых Тверских. 1901. вып. XI. июль. с. 29-34.
Филарет, архиеп. Русские святые. т. I. с. 193-200.
Амвросий. История Российской иерархии. ч. I. с. 73.
Карамзин Н.М. т. IV. с. 206, 207, 253, 256; прим. с. 360, 373.
Строев. стб. 34.
Петров Л. Словарь. с. 138.
Зверинский. т. II. № 1161. с. 327.
Булгаков. с. 1406.
Барсуков. с. 93.
Голубинский Е.Е. с. 157.
Макарий, митр. История Русской Церкви. т. IV. кн. 1. с. 206, 247.
Ратшин. с. 39, 382, 410.
Словарь исторический о святых. 2-е изд. СПб., 1862. с. 47-48.
Житие святых. т. доп. Синод изд. 1916. с. 433, 434, пр. 1, с. 484.
Р. Пр. Нкр. с. 133.
Святая Русь. № 190.
Приб. к ЦВ. 1896. № 33. с. 1188-1189.
ЖМП. 1945. № 7. с. 49.
Православный собеседник. 1867. март. с. 182.
Исторический вестник. 1893. май. с. 465, 467.
Русская старина. 1876. июнь. с. 280.
БЭС. т. I. с. 454.
БЭЛ. т. III. с. 212.
БЭЮ. т. IV. с. 428.
ЭС. т. V-а. с. 582.
Н.Д. с. 18.
|
Должности и места служения
Библиография
1
|
Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп..
Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись)..
Куйбышев.
1971
.
5 ч..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|