Биография
Анастасий (Опоцкий Василий Александрович), епископ Олонецкий и Петрозаводский.
Родился 12 марта 1830 г. в семье протоиерея Псковской епархии.
С 1845 по 1851 год учился в Псковской семинарии.
С 8 октября 1852 г. по 4 марта 1855 г. по распоряжению семинарского начальства был послан для изучения сельского хозяйства в СПБ земледельческое училище, где пробыл до 1855 года. В этом же году 23 октября был рукоположен во священника села Сторожки Новоторжского уезда Псковской губернии.
В 1857 году о. Василий овдовел и поступил в СПБ Духовную Академию, которую окончил в 1861 году со степенью кандидата богословия, а затем удостоен звания магистра богословия. В этом же году 14 сентября пострижен в монашество.
7 мая 1862 г. был назначен инспектором Виленского Духовного училища.
9 октября 1865 г. был переведен на должность инспектора и учителя Минской духовной семинарии.
21 апреля 1869 г. возведен в сан архимандрита.
В 1878 году вызван в С.-Петербург на чреду богослужения.
С 20 июля 1881 г. исправлял должность ректора Литовской семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря.
15 мая 1885 г. хиротонисан во епископа Брестского, 2-го викария Литовской епархии.
17 ноября 1891 г. назначен епископом Сарапульским, первым викарием Вятской епархии.
15 мая 1893 г. переведен на кафедру епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Будучи епископом Чебоксарским, в 1896 году определением Святейшего Синода утвержден в должности председателя Казанского Епархиального Училищного Совета.
С 27 июня 1897 г. — епископ Туркестанский и Ташкентский.
В этом же году "во внимание к его проповедническим трудам и просвещенному содействию богословской науке" был избран почетным членом Казанской Духовной Академии.
Будучи недолго епископом Туркестанским и Ташкентским, был участником 3-го Всероссийского миссионерского съезда в Казани.
9 ноября 1897 г. епископ Анастасий ввиду крайне расстроенного здоровья был уволен от управления епархией на покой, но 11 июля 1898 г. был снова призван на служение и назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии.
20 января 1901 г. епископ Анастасий был перемещен на кафедру епископа Олонецкого и Петрозаводского, на которой послужил до самой своей смерти, последовавшей 7 декабря 1905 г.
Большая часть деятельности Преосвященного Анастасия падает на время его служения в Западном крае. Служба его здесь совпадает со временем, близким к совершившемуся воссоединению униатов, когда в особенности требовалось быть деятельным защитником и искренним исповедником православия.
Известность духовного писателя епископ Анастасий получил в бытность инспектором Минской духовной семинарии своими двадцатью тремя талантливыми проповедями, изданными в С.-Петербурге в 1880 году, где он нередко выступал публицистом. Например, темами его проповедей были: "Недостатки русского женского воспитания", "О популярности" и многие другие.
Епископ Анастасий горячо стоял за прогресс в деле женского образования, за науку, гуманность, за реформы 60-х годов и восставал против чиновнического "обрусения" северо-западного края, требуя терпимости, уважения к польским особенностям края и требовал от русских, желающих "передать другому народу свой дух, свою веру, свою цивилизацию" нравственного превосходства над этим народом.
Проповеди проникнуты духом "публицистической школы", представителем которой является Харьковский архиепископ Амвросий. Некоторые из проповедей епископа Анастасия переведены на английский язык.
Труды:
Взгляд на дело распространения и утверждения православия в Западном крае России (В память воссоединения униатов). "Минские Епарх. Вед." за 1871 год.
Проповеди. СПб., 1880.
"Слова и Речи", среди которых выделяется "Речь о Ломоносове".
"Жизнь Спасителя, как Высочайший образец и пример нравственной жизни". Сергиев Посад, 1912.
23 проповеди: из них большая часть посвящена темам: "О недостатке женского воспитания"; "О русском обществе"; "О служении русскому делу в Западном крае"; "О популярности"; "О законности в гражданской деятельности"; "По случаю столетней годовщины смерти Ломоносова"; и три его выступления печатные: "Служу идее"; "Служу чести ради"; "Служу для куска хлеба".
Отзывы:
Отзыв Н.И. Барсова о проповедях епископа Анастасия Опоцкого. "Церк. Вестн." за 1880 год.
Литература:
"Церк. Вед." 1891, № 48, с. 364, 1893, № 23, с. 197, 1896, № 38, с. 352, 1897, № 46, с. 413, 1898, № 31, с. 298, 1901, № 4, с. 21.
"Приб. к "ЦВ" 1905, № 52, с. 2312.
"Церк. Вестн." 1891, № 49, с. 779.
"Прав. Собес." 1897, сентябрь, с. 218, октябрь, с. 377, 378, 1899, январь, с. 8, 1901, декабрь, с. 874, 1904, декабрь, с. 1156, 1905, апрель, с. 727, 1907, январь, с. 8.
"Изв. Каз. еп." 1885, № 24, с. 918, № 10, с. 231, 1894, № 8, с. 236-246, № 11, с. 327-342, 1895, № 12, с. 467, 1896, № 11, с. 293, 1893, № , с. 321, 387, 1900, № 16, с. 34 отч.
Прот. зас. сов. Каз. Д.А. за 1896 г., с. 98.
Булгаков, с. 1399, 1401, 1406, 1407, 1415.
БЭС т. II, стб. 1699, 1702, 2196.
БЭЛ т. 3, стб. 1187.
БЭЮ т. I, с. 569.
НЭС т. 2, стб. 514, 515, т. 22, с. 35.
Родосский А. "Словарь воспит. СПБ Дух. Акад.", с. 12, 13.
РБС т. I.
Барсов Н.И. "Отзыв о проповедях епископа Анастасия (Опоцкого)". "Церк. Вестн." за 1880 год.
Венгеров. "О переводе нескольких проповедей на английский язык епископа Анастасия (Опоцкого)". Словарь т. I, с. 533, 555, 953.
Извеков Н.Д. "Историч. очерк "Состояние Правосл. Церкви в Литовской епархии за время 1839-1889 гг.". М., 1889, с. 22, 271, 397, 427.
"Об епископе Анастасии (Опоцком)". "Родина" 1901, № 22.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1904 г.", с. 90-91.
"Списки архиереев Иерархии Всерос.". СПБ, 1896, № 487, с. 73.
|