Биография
Иларион (Иоанн Ананиевич), митрополит Суздальский и Юрьевский.
Родился 13 ноября 1631 г.
Детство Иоанна, будущего митрополита прошло в Нижегородском Зачатиевском монастыре, где он жил вместе с отцом, овдовевшим и принявшим монашество священником. Наблюдая за суровыми иноческими подвигами, Иоанн рано воспитал в себе кротость, послушание, добрый нрав и усердие к исполнению иноческих правил. Отец надеялся, что сын его навсегда останется в монастыре. Но Богу угодно было вести его другим путем. Однажды Иоанн поехал навестить своих братьев, которые уговорили его вступить в брак. Через полтора года жена его умерла, и он принял это как указание Божие на вступление в иноческую жизнь. По совету одного клирика он отправился во Флорищеву пустынь, в которой жило несколько строгих подвижников. Побывав в ней, он всей душой полюбил пустынь и пообещал жившим в ней старцам вернуться вновь после устройства своих дел. Но его встретили новые искушения. По совету братьев он едва не вступил во второй брак. Но Господь вразумил его особым знамением. Трижды Иоанн был наказан слепотой, как только задумывал нарушить свой обет. Пораженный слепотой, он горячо молился пред ракой преп. Сергия. Преподобный явился ему во сне и повелел идти во Флорищеву пустынь, и Иоанн прозрел. Теперь он уже не колебался.
В 1651 г. епископом Коломенским Павлом Иоанн был пострижен в монашество с именем Илариона и рукоположен во иеродиакона. Он поселился во Флорищевой пустыни и приобрел известность строгой подвижнической жизнью отшельника.
22 мая 1655 г. патриархом Никоном Илларион рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Флорищевой пустыни. Он неусыпно заботился о благоустройстве и украшении своей обители. ввел строгий устав.
Жизнь в пустыни для Илариона не отличалась спокойствием. Он не раз подвергался нападениям разбойников, обитавших в лесах, окружавших пустыню. Его жестоко пытали и требовали указать, где находятся сокровища.
Около 30 лет провел Иларион во Флорищевой пустыни (был настоятелем-игуменом пустыни) и за это время приобрел себе добрую славу.
11 декабря 1681 г. он был хиротонисан во епископа Суздальского. Смиренно принял Иларион назначение на архипастырский пост. С принятием высокого сана он не уменьшил своих подвигов и вел жизнь, подобную древним отцам-пустынникам. Для него существовала норма — 1000 поклонов ежедневно. Его колени и руки от этого покрылись коростой. Пищу вкушал через день, иногда через два или три, а в посты оставался без пищи по неделям. Изнурял себя тяжелым трудом. В свободное время любил читать Св. Писание.
25 марта 1682 г. патриархом Иоакимом был возведен в сан митрополита.
Главным в своей деятельности он считал попечение о делах веры. В этом вопросе он был образцом для других. ежедневно совершая Божественную литургию, митр. Иларион молился с таким усердием, что слезы ручьями лились из его очей.
Большое значение придавал митр. Иларион строительству храмов. Он построил в своей епархии до 70 церквей. Старался возвысить нравственный уровень приходского духовенства.
Замечательной чертой митр. Илариона была его благотворительность. Много своих средств он тратил на благотворительные цели. Одной из важнейших добродетелей в человеке он считал гостеприимство. Поэтому принимал к себе всех без исключения — кормил нищих и убогих, помогал бедным.
За его богоугодную жизнь Господь наградил митр. Илариона даром слез, даром прозорливости и дал ему власть над нечистыми духами.
28 февраля 1705 г. митр. Иларион уволен на покой.
Незадолго до кончины митр. Иларион лишился зрения, но продолжал богослужения. На вопрос одного протопресвитера, как он без зрения совершает литургию, митр. Иларион ответил, что когда он начинает служить, то у него в этот момент дивно отверзаются очи, и он видит все ясно, а по окончании службы его опять как-будто покрывает какой-то мрак.
Скончался митр. Иларион 14 декабря 1708 г. (по другим источникам 14 декабря 1707 г.) во время пения Херувимской песни. Его тело в течение двух недель находилось в храме и не претерпело изменений.
Погребен в северо-западной части соборного храма в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре Владимирской епархии.
Литература:
Иероним, иером. Жизнь Илариона, митр. Суздальского.
Любимов Житие святителя Илариона.
Иоасаф иером. Церковно-истор. опис. Сузд. достопам.
Георгиевский В. Суздальский ризопол. жен. м-рь. Истор. археолог. опис.), изд. игум. Серафима. Владимир, 1900.
Его же, Флорищенская пустынь. Вязники, 1896, с. 8-69 и введение с. I, II, IX-XV.
Толстой М. Русские подвижники. М., 1868, с. 29-53.
Соловьев С.М. История России, кн. III, с. 927.
Сергий Месяцеслов, т. II, с. 559.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
Строев II, с. 657, 710.
Булгаков, с. 1396.
Барсуков, с. 218.
Голубинский, с. 356.
Денисов, с. 88, 100, 104.
Жизнь Илариона, митр. Суздальского. М., 1859.
Старч. сов. подв. благоч. XVIII-XIX вв., М., 1913, с. 219.
Святая Русь, № 172.
Сам. еп. вед., 1874, № 9, с. 210.
-"- 1886, № 10, с. 211.
Владим. еп. вед., 1874, № 5.
Владимирский ежегодник, т. I, вып. I.
Душеп. чтение, 1867, ч. I.
Прав. собес., 1907, апрель, с. 556.
Истор. сестн., 1885, февраль, с. 467.
Русская старина, 1887, июль, с. 1,2.
Ж. П. Б., т. XII, с. 1012-1045.
Ж. М. П., 1945, № 12, с. 43.
Н. Д., с. 45.
БЭЛ, т. V, с. 850.
БЭС, т. I, с. 933.
РБС, т. VIII, с. 85-86.
|