Биография
Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич) родился 4/17 сент. 1900 года в с. Кривичи, Раковского уезда Минской области, в семье священника.
Семья Новицких состояла из 8 человек: отец, мать и 6 детей — 2 дочери и 4 сына. Старший из них впоследствии был священником.
Среди детей наибольшей серьезностью отличался Сережа. На нем лежала какая-то особая Божия печать, и родные видели в нем будущего служителя Церкви. Бабушка Стефанида, когда отроку было всего только три года, называла его не иначе как "мой архиерейчик". Добрые качества души будущего "архиерейчика" укреплялись и обогащались религиозной атмосферой семьи Новицких. Часто в летние вечера на крылечке дома собиралось все семейство и начиналось пение духовных кантов и разных церковных песнопений. Юному Сереже настолько нравилось церковное пение, что он до конца своей жизни сохранил к нему горячую любовь. Он не только полюбил пение, но и сам украшал его своим звонким мелодичным голосом.
В 1914 году окончил Слуцкое духовное училище и поступил в Минскую духовную семинарию.
В 1919 году он окончил общеобразовательные классы духовной школы, а в 1920 году поступил на должность сельского учителя с. Печураны Минской области. Ровно год он трудился на этом поприще. Работа в светской школе его не удовлетворяла. Его манил храм и служение в нем.
В 1921 году он получил назначение на должность псаломщика в Даревский приход Минской (впоследствии Пинской — Польша) епархии, где трудился до 1928 года. Одновременно пополнял свои богословские знания. В период с 1922 по 1924 гг. окончил богословские классы Виленской духовной семинарии.
В 1925 году поступил на Православный Богословский факультет Варшавского университета.
1928 год был для него годом окончательного определения пути личной жизни. Долгие годы разлуки с родными в связи с отходом территории, на которой он жил, в границы Польши, дали ему возможность проверить свои духовные силы. После тщательной проверки Сергей Васильевич пришел к выводу, что семейная жизнь не для него и что сердце его всецело расположено к девственной жизни.
В августе 1928 года он оставил псаломщицкую должность и вступил в число братии Почаевской Лавры, где 15 сентября того же года был пострижен в монашество с именем Вениамин. На следующий день, 16 сентября, рукоположен во иеродиакона, а 25 декабря того же года, в память Святителя Спиридона Тримифунтского, — во иеромонаха.
В 1929 году окончил Богословский факультет Варшавского университета.
С первых же дней своего служения в Лавре о. Вениамин показал свои незаурядные способности и сердечное прилежание к духовной жизни, так что 15 июля 1929 года он уже был назначен правителем дел и членом Духовного собора Почаевской Лавры.
С 6 марта по 31 окт. 1931 года исполнял должность настоятеля знаменитого Острожского собора Волынской епархии. Затем снова возвратился в Почаевскую Лавру на прежнее место.
17 мая 1934 года возведен в сан архимандрита.
С 15 июня 1936 года — настоятель прихода в г. Львове и благочинный православных приходов в Галиции.
Обладая большой культурой церковного пения о. Вениамин сумел организовать великолепные церковные хоры в Почаевской Лавре, Остроге, Львове и других местах, что несомненно имело большое положительное влияние на униатское население Западной Украины.
Будучи настоятелем во Львове, о. архимандрит не ограничил свою деятельность одним православным приходом и вообще приходской жизнью. В его сердце родилось неотразимое желание помочь униатскому населению порвать узы заблуждения и перейти в лоно Матери-Церкви. С этой целью он совместно с архим. Пантелеимоном (Рудык) организовал миссионерскую школу по подготовке кадров для просвещения униатов. Сам же в это время разрабатывал сложные канонические проблемы и написал магистерскую диссертацию на тему "Об изменяемости канонов Православной Церкви."
С 9 по 11 дек. 1937 года он сдал магистерские экзамены на Православном Богословском факультете Варшавского университета. Комиссия под председательством Блаженнейшего Митрополита Дионисия в составе профессоров: А. Лотоцкого, Н. Арсеньева, М. Зызыкина, Д. Дорошенко, Н. Кулакова, А. Ланинского и С. Кириловича утвердила архим. Вениамина в степени магистра богословия.
Кроме разработки канонических вопросов и диссертаций, о. Вениамин занялся изучением духовнической практики Древней Церкви и старцев-подвижников последнего времени. Свою пастырскую деятельность он старался строить на основе святоотеческого духа и глубокого знания естественной психологии. Все это способствовало успеху его миссионерской и патриотической работы.
Ровно год пробыл архим. Вениамин настоятелем во Львове. В июне 1937 года он возвратился в Почаевскую Лавру к своим прежним обязанностям и был назначен преподавателем лаврской монашеской школы.
В 1941 году Господь призвал его на служение Церкви в сане епископа.
15 июня 1941 года в кафедральном соборе г. Луцка он был хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, вик. Волынской епархии с местожительством в Почаевской Лавре. По благословению Блаженнейшего Сергия, митрополита Московского, хиротонию совершали: митр. Киевский Николай (Ярушевич), епископ Антоний (Марценко) и епископ Поликарп (Сикорский).
С первых же шагов архиерейского служения епископ Вениамин встретился с очень большими трудностями. Через неделю после его посвящения во епископа, 22 июня, началась оккупация Украины немецкими захватчиками. Владыка Вениамин не имел возможности выехать из Почаевской Лавры. Он остался в оккупации. Несмотря на жестокие условия оккупационного режима и стремления украинских националистов организовать Автокефалию, Владыка Вениамин вошел в состав Автономной Украинской Церкви, номинально имевшей связь с Московской Патриархией, и в сотрудничестве с митр. Алексием (Громадским), епископом Пантелеимоном (Рудык) и другими епископами сплотил между собой верующих Украины в борьбе с захватчиками, сохраняя в них верность Матери Церкви.
Благодаря тому, что Украинская Автономная Православная Церковь, хотя и в очень стесненном положении, являлась единственной легальной организацией, около нее могли сосредотачиваться народные силы и в ней находить поддержку духа в тяжелый для Родины момент. Еп. Вениамин способствовал утверждению веры среди народа в грядущую победу, не допускал мысли, что враг останется на нашей земле.
В августе 1942 года Собором Епископов Украинской Автономной Церкви он был командирован правящим епископом Полтавским и Лубенским.
Патриотическая архипастырская деятельность Владыки продолжалась с той же энергией. Но в сентябре 1943 года, в результате принудительной эвакуации, еп. Вениамин вынужден был возвратиться в Почаевскую Лавру. Начались ложные обвинения на православных архиереев. Этой участи не избежал и Владыка, в результате чего он с мая 1944 года по 1956 год не смог занимать архиерейской кафедры. В 1944 был арестован и выслан на Колыму на 12 лет. В этот период жизни он всецело отдался глубоким аскетическим подвигам. В Омске его судили "за покупку по дешевке краденого вазелинового масла". (Наука и религия. 1952, 8, 27). В 1945 уволен на покой.
22 нояб. 1956 года определением Свят. Патриарха Алексия и Св. Синода Владыка Вениамин был назначен епископом Омским и Тюменским.
Посещая приходы Западной Сибири, Владыка благовествовал мир, призывал к самоотверженному служению ближним и своим личным примером направлял волю пасомых к выполнению высоких христианских идеалов в жизни.
12 февраля 1958 года возведен в сан архиепископа.
21 февраля того же года назначен архиепископом Иркутским и Читинским с временным управлением Хабаровской и Владивостокской епархиями.
11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.
В 1966 году ко дню 25-летия служения в архиерейском сане награжден орденом св. равноап. кн. Владимира 1-й степени.
В течение 15 лет трудился архиепископ Вениамин на Иркутской кафедре. Своим самоотверженным трудом он снискал себе неподкупную любовь многочисленной паствы. В Иркутской епархии Владыка Вениамин главным образом обращал внимание на проповедническую деятельность. Он сам неустанно и живо проповедовал, к тому же призывал и пастырей Церкви. Важно отметить, что его проповеди отличались жизненным содержанием. Он умел приобретенный им духовный опыт из разных сторон жизни передать в слове своей пастве. В своих поучениях Владыка излагал не только истины чисто духовного характера, но и научные, находя в них подтверждение церковно-богословским истинам.
За свое 15-летнее пребывание на Иркутской кафедре архиеп. Вениамин сумел посетить почти все приходы трех епархий и иметь личное общение с пасомыми.
В 1970 году был членом Комиссии Св. Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви. На одном из заседаний Комиссии он внес предложение, в котором говорил о необходимости пересмотра некоторых решений Собора Епископов Русской Православной Церкви 1961 года, касающихся приходской жизни. В частности, он ставил вопрос о том, что приходские священники должны иметь право состоять членами церковных объединений, т. е. иметь право быть избранными в правление церковной общины, а следовательно и принимать активное участие в жизни своего прихода.
31 мая 1973 года назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским, где и окончил архипастырскую деятельность.
Архиепископ Вениамин был незаурядным архиереем Русской Православной Церкви. Он отличался кипучей энергией. Большую часть жизни он посвящал молитвенному подвигу дома и в храме и церковным делам. К себе он был очень строгим. Избегал роскоши, в пище всегда был воздержанным. Вина почти не употреблял. В торжественные дни, когда предлагалось "велие утешение" на трапезе, даже в дни своих именин, Владыка дозволял налить каждому гостю только по одной рюмке сухого вина. Вместо вина употреблялись фруктовые напитки. Не имел пристрастия к деньгам. Все свои денежные средства раздавал нуждающимся. Ежемесячно он посылал около 20 переводов бедным.
В канцелярских делах проявлял необыкновенную аккуратность. Все бумаги он укладывал в особые папки и ставил их в определенном порядке.
В обращении с духовенством и пасомыми всегда был ласков и приветлив. На лице — легкая улыбка. В разговорах избегал осуждения. Очень любил местные праздники. Службы их обставлял торжественностью. Келейное правило в домашних условиях жизни никогда не опускал, даже и тогда, когда телесный его организм подвергался немощам и болезням.
За более чем трехлетнее пребывание на Чебоксарской кафедре он много сделал полезного для епархии. При нем полностью отреставрирован кафедральный Введенский собор, налажен церковный хор, замещены все приходы священниками. Для Епархиального управления приобретен дом. Но самая главная его заслуга была в том, что он ободрял духовно тысячи приходящих к нему скорбящих людей.
Смерть к Владыке пришла неожиданно. 7 окт. 1976 года с ним случился сердечный приступ. Затем некоторое время он чувствовал себя лучше. На праздник Покрова Божией Матери (14 октября) он собирался ехать в храм, но, чувствуя себя неважно, остался дома. После чтения акафиста Покрову Пресвятой Богородицы Владыка почувствовал себя лучше, но вечером, в самом начале девятого часа, приступ повторился, и он тихо на руках родной сестры Анастасии скончался.
Ровно 55 лет посвящено им на служение Христовой Церкви.
Отпевание архиеп. Вениамина по благословению Свят. Патриарха Пимена было совершено 18 октября архиепископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном в сослужении 40 священников и 6 диаконов.
После обнесения гроба вокруг собора он был опущен в могилу, вырытую в храме в левой стороне у стены, близ левого клироса. Погребение совершено, согласно его просьбе, по чину архиерейского отпевания, составленного митрополитом Мануилом (Лемешевским).
Т р у д ы:
"Об изменяемости канонов Православной Церкви".
(Магистерское сочинение).
"Трагические страницы истории Церкви на оккупированной территории": (Из воспоминаний очевидца).
ЖМП. 1975, № 7, с. 12-13.
Предложение архиеп. Иркутского и Читинского Вениамина Председателю Комиссии к Поместному Собору РПЦ 1971 г. Высокопреосвященнейшему Митрополиту Пимену № 659 от 24 декабря 1970 года.
Слово в день Рождества Христова.
ЖМП. 1977, № 1, с. 40-42.
Слово на Великий пост.
ЖМП. 1977, № 3, с. 26-28.
Воскрес во спасение всем людям.
"Голос Православия" (нем. яз.), 1977, № 4, с. 26-30.
Литература:
"Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне": Сборник Церковных документов 1941 г. с. 67.
Журнал заседаний Св. Синода от 22/ХI-1956 г.
Журнал заседаний Св. Синода № 6 от 21/II-1958 г.
ЖМП. 1958, № 2, с. 8; № 3, с. 5; № 8, с. 12; № 11, с. 9.
-"-, 1959, № 2, с. 30.
-"-, 1960, № 12, с. 21.
-"-, 1961, № 8, с. 32.
-"-, 1962, № 6, с. 10.
-"-, 1966, № 11, с. 1.
-"-, 1967, № 4, с. 17; № 8, с. 34.
-"-, 1968, № 9, с. 26; № 11, с. 11.
-"-, 1969, № 8, с. 1; № 9, с. 28.
-"-, 1970, № 5, с. 6; № 6, с. 22; № 7, с. 11; № 10, с. 6, 29; № 11, с. 4.
-"-, 1971, № 2, с. 27; № 4, с. 27; № 6, с. 2; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 22.
-"-, 1972, № 9, с. 24.
-"-, 1973, № 7, с. 1; № 10, с. 33; № 11, с. 9.
-"-, 1974, № 2, с. 29; № 6, с. 33; № 9, с. 9.
-"-, 1975, № 6, с. 17; № 10, с. 22.
-"-, 1977, № 1, с. 18-21 (Некролог).
ФПС, 1, № 290, с. 12.
ФПС IV, с. 2
ФПС V, № 49.
Дополнение к Кат-Ес.
"Слово" (газета) от 19 дек. 1937 г. № 51 (432), издаваемая в Варшаве.
Автобиография архиеп. Вениамина.
Епископ Иоанн (Снычев). Состав Р.П. Церковной Иерархии на 1966 год, с. 22.
Stdo 1967, 10, 9.
F. Heuer, Die ortodoxe Kirche, S.180, 222.
Vest. russ. chr. dv. 66/67 (1962) 40.
M. Bourdeaux, Patriarchs and Prophets, s. 73.
Russia Cristiana 73 Januar 1966) 13-27
N. Theodorowitsch, Relligion und Atheismus ion der UdSSR (Munchen 1970), s. 152f.
Furov zahlt ihn zu den "unzuverlassigen" Hierarchen ( 3. Grppe ).
|