Биография
Иоанн (Поммер Иван), архиепископ Рижский и Митавский.
Родился в 1876 году в Лифляндской губернии (Латвия) в семье бедных родителей.
Годы своего детства и юности провел он на полях, пася стадо домашних животных своего отца.
С кровью предков, с молоком и первыми наставлениями своей матери воспринял он святое иго послушания. Он любил церковь, церковные службы и частые беседы с приходским священником. Последний обратил на него внимание и убедил его оставить бессловесное стадо и готовиться к пастырству.
Слушаясь своего первого духовного отца — сельского пастыря, он поступает в Рижскую духовную семинарию, которую и окончил в 1897 году. С этого момента он трудится при церкви в качестве псаломщика.
В 1900 году он поступил в Киевскую духовную академию.
В 1903 году, будучи студентом академии, по совету о. Иоанна Кронштадского, пострижен в монашество.
В 1904 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии.
С 1906 году — инспектор Вологодской духовной семинарии.
В 1907 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.
11 февраля 1912 г. хиротонисан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры во епископа Слуцкого, викария Минской епархии.
4 апреля 1913 г. — епископ Таганрогский и Приазовский, викарий Екатеринославской епархии.
С 7 сентября 1917 г. — епископ Старицкий, викарий Тверской епархии.
9/22 апреля 1918 г. — епископ Пензенский и Саранский. В Пензе вел борьбу с “народной” церковью, организованной архиепископом Владимиром (Путятой), за что один иподиакон Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу.
В 1921 году возведен в сан архиепископа и назначен из Пензы на Рижско-Митавскую кафедру.
Перевод в Латвию соответствовал горячему желанию архиепископа Иоанна жертвовать свои силы горячо любимой им Родине.
До него в Латвийской Церкви больше года не было архипастыря, и она находилась в бедственном положении.
Сама Латвия в то время была еще совсем юным государством, только что получившим самостоятельность.
По ходатайству епископа Иоанна и Церковь Латвийская была также признана самостоятельной, о чем преосвященный Иоанн 8/21 июня 1921 г. получил документ, утвержденный Святейшим Патриархом Тихоном, Синодом и Высшим Церковным Советом.
Архиепископу в первое время пришлось поселиться в подвале собора, так как прежняя резиденция православных архипастырей была отдана главе католической церкви, а другого помещения не было и собственными средствами Православная Церковь не располагала. Православные латыши, ранее враждовавшие с русскими, под руководством архиепископа Иоанна стали действовать единодушно.
В 1925 году архиепископ Иоанн был выбран в Сейм и там добился значительного улучшения положения Православной Церкви. Она получила такие же права, как и другие церкви Латвии.
Присутствие в парламенте дало архиепископу Иоанну возможность заступаться за своих пасомых и за правду Божию вообще, так что его жилище с утра до ночи осаждалось людьми, ищущими его заступничества. Он никого не отвергал, был готов помочь всем, без различия национальностей и не только православным.
Внешность имел красивую. По общему признанию не только православных, но и представителей других национальностей, архиепископ Иоанн был человек большого, острого ума и твердой воли, не знавший никаких сделок со своей совестью.
Рассказывают, что в своем слове у Плащаницы на Великий Пяток 1931 года он напомнил слушателям, как мы в таинстве св. Крещения отрекаемся от сатаны и всех дел его, и затем закончил поучение следующими словами:
“Кто жизненно не отрекся от царства сатаны и ангел его, кто допускает компромиссы, в той или другой форме, с царством сатаны, не достоин своими устами лобызать Христа и Его Плащанице”.
Чудное красноречие преосв. Иоанна звучало с одинаковой силой и на сеймовой трибуне и на церковной кафедре.
Не удивительно, что у него было много не только друзей, но и врагов.
В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. он погиб мученической смертью — был заживо сожжен на своей пригородной даче дружинниками латвийского диктатора Ульманиса за то, что архиепископ Иоанн не подчинился распоряжением ульманисовского правительства о прекращении церковного послушания Московской Патриархии.
Труды:
Речь при наречении его во епископа Слуцкого. “Приб. к “ЦВ” 1912, № 11, с. 459.
Predigt fur den verst. Patr. Tichon in der Kathedrale in Riga, in: Vera i Zizn’, Riga 1925, Nr. 5-6 (Regel’son 380-381).
Moliter’ za usopsich! Slovo., in: Prav. Rus’ 1974, 22, 9-10.
Литература:
“Церк. Вед.” 1911, № 22, с. 207, 1912, № 9, с. 55, 1913, № 18-19, с. 183, 1917, № 38-39, с. 332, 1918, № 17-18, с. 104.
“Приб. к “ЦВ” 1912, № 11, с. 459.
“Урал. Церк. Вед.” (обновл.) 1927, № 12-13, ноябрь, с. 3.
“Истор. Путят. брож.”. М. 1956, с. 34-40 и дал.
“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.”, с. 194-195.
Теодорович Т.П. протопресв. “К сорокалетию пастырства”, ч. I, с. 38-39, 378-384.
ФПС I, № 42, с. 2, III, с. 3.
Prav. Rus’ 1954, 20, 3-4.
Prav. Rus’ 1974, 22, 9.
W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum, in: Ki0 20/21 (1978/79), 93f.
Pravoslavnoe duchovenstvo v Latvii 1920-1940. Sbornik dokumentov. Riga 1962, S. 163ff.
M. Pol’skij, Novye muceniki I, 181.
Regel’son 274, 380f.
P.A.C., K 48-j godovscine ubienija svjascennomucenika Ioanna, Archiepiskopa Rizskago, in: Prav. Rus’ 1982, 18, 5.
W. Alexeev — Th. G. Stavrou, The Great Revival 76.
A.E. Levitin-Krasnov, Auf der Suche nach der neuen Stadt, 119: Er war “durch sowjetische Agenten ums Leben gekommen”.
Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера). М.: Сретенский монастырь, 2005. 304 с.
|