Биография
Климент (Верниковский Константин Александрович (Мануил — Алексеевич)), епископ б. Винницкий.
Родился 2 февраля 1863 года в Минской епархии.
В 1886 году окончил Минскую духовную семинарию.
В 1889 году пострижен в монашество.
В 1890 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Холмской духовной семинарии.
В 1891 году — ректор той же семинарии в сане архимандрита.
В 1892 году — ректор Московской духовной семинарии.
В 1897 году — настоятель посольской церкви в Риме.
Весть о своем назначении во епископа он получил в то время, когда вместе с русскими паломниками направлялся в Латеранский собор в Риме.
В благоговейном страхе и безмолвии вошел он тогда в величественную базилику св. Иоанна Предтечи и там у главного престола, в сени которого хранятся честные главы свв. апостолов Петра и Павла, мысленно сказал себе: "Да будет на мне воля Божия", и после этого с горячей слезной молитвой просил себе у Господа небесной помощи и предстательства свв. Его апостолов.
26 мая 1902 года хиротонисан во епископа Уфимского и Мензелинского. Чин хиротонии совершил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополит СПБ Антоний в сослужении других иерархов.
С 26 ноября 1903 года — епископ Подольский и Брацлавский.
С 1 декабря 1904 года уволен на покой с титулом епископа Винницкого и оставлением его присутствующим членом Св. Синода.
С 27 августа 1905 года освобожден от присутствования в Священном Синоде с увольнением на покой и отменой наименования его епископом Винницким.
Скончался 19 сентября 1909 года в Москве.
Труды:
Речь при наречении во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1902, № 22, с. 715-716.
Литература:
"Церк. Вед." 1902, № 18-19, с. 114.
-"- 1903, № 49, с. 387.
-"- 1904, № 18-19, с. 177.
-"- 1904, № 50, с. 521.
-"- 1905, № 40, с. 457.
"Приб. к "ЦВ" 1902, № 18-19, с. 621.
-"- 1902, № 22, с. 715-716.
-"- 1903, № 49, с. 1936.
-"- 1909, № 39, с. 1831 (некролог).
"Русск. Паломн." 1904, № 50, с. 871.
-"- 1915, № 52, с. 831.
"Мисс. Календ." 1907, с. 134.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1909 г., с. 294-295.
Булгаков, с. 1408, 1416.
БЭС т. II, стб. 1823-1824, 2215-2216.
Приложение:
Вспоминая славных выпускников Минской Духовной Семинарии, ее прошлое, нельзя не рассказать об одном из них, а именно епископе Клименте (Верниковском). Если задаться вопросом, много ли выпускников нашей Семинарии стало иерархами, то окажется, что совсем немного, а из выпускников Семинарии дореволюционного периода нам известен только один, и именно владыка Климент. Тем дороже для нас его имя и, думается, тем интереснее будет узнать об этом человеке, а это был человек замечательный, горевший деятельной любовью к Богу и ближним. Хотя владыка Климент прожил недолгую жизнь, он сумел оставить о себе память, которая и сегодня свидетельствует о его искреннем служении и не дает забыть его доброго имени.
Епископ Климент, в миру Константин Александрович (!) Верниковский, родился 2 февраля 1863 г. в бедной семье псаломщика с. Погорелого Игуменского уезда Минской губернии. Первоначальное образование Константин Верниковский получил в Минском Духовном училище и в 1880 г. поступил в Минскую Духовную Семинарию. Как сын бедных родителей, будущий владыка очень рано узнал, что такое нужда и лишения. Тем не менее привольная жизнь более обеспеченных сверстников и товарищей никогда не вызывала в нем ни зависти, ни чувства недовольства. Отличительными чертами его характера были благодушие, незлобие, кротость, тонкая деликатность и готовность помочь каждому. Когда Константин учился на третьем курсе, неожиданно скончался его отец. Со смертью кормильца и без того бедная семья Верниковских оказалась практически лишенной всяких средств к существованию, так что на Константина невольно ложилась обязанность о материальном поддержании своей осиротевшей семьи. Не находя выхода из трудного положения, он решает оставить учебу в Семинарии и хлопотать о приискании какой-либо службы. Естественно, что на этом его духовное образование могло бы навсегда закончиться, но, к счастью, нашлись добрые люди, которые оказали их семье материальную помощь и тем самым дали Константину возможность продолжить учебу.
Блестяще окончив в 1886 г. семинарский курс, Константин Верниковский, как наилучший студент своего выпуска, был послан на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию. Студенческие годы учебы его в Академии совпали с ректорством в ней Преосвященного Антония (Вадковского), человека замечательных внутренних качеств и культуры, заметно оживившего в свое время академическую жизнь. В те же годы инспектором Академии был молодой, энергичный, талантливый иеромонах Антоний (Храповицкий), будущий Киевский митрополит. Как владыка ректор, так и отец Антоний (Храповицкий) были известными в Петербурге проповедниками. Под их влиянием среди студентов Академии значительно развилось стремление и любовь к проповеди. Всякое выдающееся явление—из общественной или академической жизни—немедленно подвергалось пастырскому обсуждению в речах Преосвященного ректора, которые «он так любил держать перед студентами иногда и за богослужением, а чаще всего во время ежедневных собраний студентов для утренней и вечерней общей молитвы», и в задушевной беседе отца Антония, который жил в здании Академии и вел со студентами самое широкое знакомство. Своим живым словом они умели направить юношеские сердца к самым высоким идеалам и благородным устремлениям. Замечательно, что именно те годы дали наибольшее число студентов Академии, принявших монашеский постриг.
Видимо, не без влияния отца Антония (Храповицкого) Константин Верниковский решил посвятить себя монашеству. В начале четвертого курса (16 сентября 1889 г.) он принял постриг с именем Климент и через некоторое время был рукоположен в иеромонаха. Вот как вспоминает о Верниковском в студенческие годы один из его однокурсников Г. Георгиевский: «В Академии Константин Александрович очень скоро привлек к себе любовь и уважение всех своих товарищей. Все поражались его уравновешенностью и разделяли общее сочувствие к нему. Врагов у него не было совсем; не было ни с кем и простых недоразумений. Он был центром для своего землячества (белорусского—Г. Щ.) по всему Петербургу. К нему постоянно шли учащиеся всех петербургских учебных заведений, и он умел не только руководить малоопытными, но и находить материальную помощь для неимущих. Он всегда был занят, не терял напрасно ни минуты и после науки весь отдавался людям, общению с ними, помощи им».
В последний год учебы в Академии отец Климент принял активное участие в деятельности организованного Антонием (Храповицким) академического кружка «студентов-проповедников», ведшего внебогослужебные религиозно-нравственные чтения в школах, общественных помещениях, тюрьмах, ночлежных домах. В частности вместе со своими однокурсниками иеромонахами Сергием (Страгородским), будущим Патриархом, и Германом (Ивановым), будущим епископом Люблинским, он вел беседы в «литовской» женской тюрьме, находившейся на углу Офицерской улицы и Крюкова канала. Нигде и никогда ему еще не приходилось встречать такого глубокого, сердечного отклика и таких трогательных знаков благодарности, как там. Первая же беседа в «литовской тюрьме» произвела на отца Климента такое сильное впечатление, что он, по воспоминаниям очевидца, ни о чем не хотел говорить, долго не мог успокоиться и только повторял: «Плачут, целуют руки…»
Окончив в 1890 г. Академию со степенью кандидата богословия, иеромонах Климент был назначен инспектором Холмской Духовной Семинарии, а через год ее ректором с возведением в сан архимандрита. Всего два года пробыл отец Климент в Холмской Семинарии, но успел за это время соорудить в ней храм, улучшить положение учащихся, устроить библиотеку.
15 июля 1892 г. архимандрит Климент был переведен ректором Семинарии в Москву. Со свойственной ему энергией и выдающимися реформаторскими способностями он и здесь целиком отдался усовершенствованию всех сторон семинарской жизни. В Москве архимандрит Климент благодаря своим замечательным внутренним качествам очень быстро приобрел множество почитателей, с помощью которых привлек щедрые пожертвования на переустройство и великолепную художественную отделку семинарского храма. Его заботами в Московской Семинарии было усилено строго церковное направление строя жизни учащихся и поднято на должную высоту их церковное ораторство, было упорядочено внеклассное чтение воспитанников, расширена ученическая библиотека и найдены средства для ежегодного пополнения ее новыми книгами по всем направлениям духовного образования. Улучшена была также и внешняя сторона жизни учащихся, а для преподавателей Семинарии приобретена в постоянное пользование удобная дача с участком. Трудами отца Климента, при деятельном участии московского композитора В. П. Войденова, было заметно усовершенствовано пение семинарского хора. Кроме того, на широких началах было организовано обучение воспитанников Семинарии музыке, в результате чего появился большой оркестр—значительный по количеству и составу инструментов, нередко исполнявший такие сложные композиции, как оратории Гайдна, «Requiem» Моцарта и др.
К сожалению, та кипучая деятельность, которой заполнял свою жизнь архимандрит Климент, сказалась на его здоровье. В 1897 г. ввиду болезненности он вынужден был оставить духовно-учебную службу, и с целью поправления здоровья определен настоятелем церкви при Императорском Российском посольстве в Рим. Но и в Италии отец Климент оставался таким же деятельным человеком, как и в России. В течение своего пятилетнего пребывания в Риме он всегда был центром кружка многочисленных русских туристов, главным образом москвичей, обычно проживавших в Италии в зимние месяцы. Его торжественные богослужения, исполненные величия и благолепия, привлекали в посольский храм большие массы богомольцев—как русских, так и греков и славян, живших в Риме.
Архимандриту Клименту принадлежала идея строительства православного храма в самом центре западного христианства. Еще с самого начала своего настоятельства он заявил о «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества». Уже в 1898 г. он начал сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим свою «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. Для сбора средств отец Климент выезжал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергия Александровича и Михаила Николаевича, от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников (всего 265.000 итал. лир), а граф Л. А. Бобринский пообещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Villa Malta). Однако, к сожалению, положенный архимандритом Климентом почин не был завершен—политические события последующих лет и главным образом революция 1917 г. не позволили совершить строительство храма. Идея эта возродилась вновь уже в наши дни, и сегодня Русской Православной Церковью создан специальный Фонд для строительства русского православного храма в Риме.
Своим ревностным служением архимандрит Климент привлек к себе внимание высшего церковного начальства и был выдвинут для посвящения в епископский сан. Весть о своем назначении во епископа он получил в то время, когда вместе с русскими паломниками направлялся в Латеранский собор в Риме. В благоговейном страхе и безмолвии вошел он тогда в величественную базилику св. Иоанна Предтечи и там, у главного престола, в сени которого хранятся честные главы святых апостолов Петра и Павла, мысленно сказал себе: «Да будет на мне воля Божия» и после этого с горячей слезной молитвой просил себе у Господа небесной помощи и предстательства Его святых первоверховных апостолов.
26 мая 1902 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Климент (Верниковский) был возведен в сан епископа и назначен на самостоятельную кафедру в город Уфу. Однако жизнь в Уфе, при суровом сравнительно с итальянским климате и прогрессирующем сахарном диабете, а также при массе работы по управлению обширной епархией, заметно отразилась на пошатнувшемся здоровье владыки Климента. Поэтому во внимание к его желанию в конце 1903 г. он был переведен высшей властью в Каменец-Подольск епископом Подольским и Брацлавским. Однако и здесь спустя пол года владыка тяжело занемог.
1 декабря 1904 г. преосвященный Климент был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Херсонесского Владимирского монастыря близ Севастополя с титулом епископа Винницкого и оставлением его присутствующим в Св. Синоде. Однако из-за ухудшения здоровья он 27 декабря 1905 г. был освобожден от присутствия в Синоде и уволен на покой с отменой наименования епископа Винницкого.
В июле 1909 г. владыка Климент прибыл в Москву для лечения в клинике доктора Териана, но, несмотря на лечение, здоровье его все более продолжало ухудшаться. Предчувствуя скорую кончину, владыка Климент часто причащался Святых Таин. Перед самой смертью он исповедался, причастился, и над ним было совершено таинство соборования. Ко времени окончания соборования владыка стал заметно угасать и при чтении отходной молитвы тихо и мирно почил 19 сентября 1909 г.
Когда гроб с телом епископа Климента переносили из клиники в Данилов монастырь, где должно было совершаться погребение, траурная процессия приобрела просто грандиозные масштабы, что еще раз свидетельствовало о доброй памяти и любви москвичей к покойному владыке. Отпевание и погребение его совершил Московский митрополит Владимир (Богоявленский) совместно с викарными епископами: Трифоном (Туркестановым) и Анастасием (Грибановским), в сослужении многочисленного московского духовенства. Погребли владыку Климента в Даниловом монастыре у северной стены древнего соборного храма.
Известны несколько печатных трудов епископа Климента: «Преподобные отцы Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, основатели Валаамской обители» / Сост. Климент (Верниковский), иером.— СПб., 1890; «Речь при наречении во епископа» // Прибавления к Церковным Ведомостям.—1902.—№22.—С. 715-716.
Щеглов Г. Э., преподаватель МинДС, кандидат богословия.
(http://www.minds.by/index.php?link=nomera/18/st18_44§ion=61)
|