Биография
Сергий II (Воскресенский Дмитрий Николаевич), митрополит Литовский и Виленский.
Родился 26 октября 1897 года. Сын священника гор. Москвы.
Окончил Московское духовное училище.
С 1918 по 1922 год служил на гражданской службе.
В 1922 году поступил в Московский Данилов монастырь.
В 1925 году пострижен в монашество, возведен в сан иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха.
В 1930 году — настоятель собора в гор. Орехово-Зуево. Одновременно исполнял обязанности по поручению заместителя Патриаршего Местоблюстителя по Московской Патриархии.
С 1931 года — редактор журнала Московской Патриархии.
1932-1933 годы — настоятель Воскресенского храма в Сокольниках.
Возведен в сан архимандрита.
16/29 октября 1933 года хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии.
Хиротония состоялась в храме Воскресения, что в Сокольниках г. Москвы.
Чин хиротонии совершали: митрополит Сергий, митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Дмитровский Питирим, епископ Орехово-Зуевский Иоанн, епископ Волоколамский Иоанн и епископ Каширский Иннокентий.
С 1934 года — епископ Бронницкий.
С февраля 1936 года епископ Дмитровский.
8 октября 1937 года возведен в сан архиепископа.
2 ноября 1938 года награжден крестом на клобук.
В марте 1941 года возведен в сан митрополита Виленского и Литовского, Экзарх Латвии и Эстонии.
В 1942 году в результате неподчинения юрисдикции Экзархата митрополита Рижского Августина и митрополита Таллиннского Александра он создает свой епископат на автономных началах, поминая за богослужением митрополита, а затем Патриарха Сергия.
В том же году перешел на сторону фашизма и был предан суду православных епископов.
Скончался трагически, будучи убит 28 апреля 1944 года.
Погребен около храма на Покровском кладбище в Риге.
Это был иерарх, у которого имелся "кладезь" неисчерпаемой энергии. Опытный администратор и хороший проповедник.
В. Алексеев в своей работе "Русские православные епископы в Советском Союзе, 1941-1953 гг.". Представляет жизнь митрополита Сергия несколько по другому. К началу революции будущий митрополит Сергий был послушником ректора Петроградской духовной академии епископа Федора (Поздеевского), который жил в то время в Даниловом монастыре в Москве. В 1923 году пострижен в монашество и получил имя Сергий. С 1926 года начал работать секретарем Московской Патриархии. 1929 году хиротонисан во епископа Дмитровского. Он был значительной фигурой в Патриархии, являясь другом митрополита Сергия (Старогородского). Однако в Москве многие подозревали, что он агент НКВД. Так он донес в НКВД на епископа Питирима (Круглова), который помогал преследуемым священникам деньгами, одеждой и продовольствием. Питирим ускользнул от ареста благодаря митрополиту Сергию (Старогородскому), который отправил его в Великий Устюг.
Владыку Сергия в 1935 году арестовали. Сергий освобождается благодаря стараниям своей матери. В 1939 году он член Св. Синода, состоящего в то время всего из четырех иерархов.
Владыку Сергия направляют в Латвию, откуда он возвращается с митрополитом Августином и другими епископами для переговоров с Московским Патриархатом. Ранее он тоже самое проделал в занятой Советскими войсками Польше.
Зимой 1940/41 года он опять привозит латвийских епископов на переговоры в Москву. Затем Сергий становится наследником после усопшего митрополита Елевферия (Богоявленского) Виленского и Латвийского. Было поразительно, как он легко и быстро получал телефонную связь с Москвой, которая несомненно контролировалась НКВД.
После 22 июня 1941 года он был обязан при приближении немецких войск эвакуироваться в глубь России, тем не менее при эвакуации его не нашли. Как выяснилось позже в момент отъезда он спрятался в подвал кафедры и таким образом не уехал. Его секретарь за это был красными расстрелян.
Сергий в первый же день оккупации немцами был арестован, однако через четыре дня отпущен. Несмотря на то, что говорить по-немецки он не мог, немецкие офицеры относились к нему хорошо. В своей деятельности при немцах он проявлял величайшее терпение, особенно при выполнении известной миссии в Пскове.
Осуждая Московского Патриарха, он тяжело переживал за свою мать, оставшуюся там и, возможно, подвергшуюся репрессиям. Через своих священников он обращался к митрополиту Сергию (Страгородскому) и просил его о заступничестве. Он ездил к митрополиту Алексию (Симанскому) Ленинградскому, посылавшему его в Псков, напомнить, что Псков относится к его епархии.
Митрополит Алексий, Экзархат которого захватили немцы, обращался (к населению) с призывами против немцев, а так же перестал (в молитвах) поминать митрополита Сергия (Страгородского).
Митрополит Алексий в беседе с Сергием сообщил ему, что решением Поместного Собора (1943 года) в Москве, он, за сотрудничество с немцами, единодушно отлучен от церкви и что он, митрополит Алексий, разделяет точку зрения Патриархата. В газетах появилось его толкование, которое гласит "Сталин не Салу, но он не и станет Пауком."
К этому времени немцы перестали ему доверять. Повернуться опять к Москве он не мог из-за своего толкования роли Сталина, поэтому он сильно нервничал, у него появился страх и предчувствие смерти. В это время у него умирает друг, художник Смирнов, и он с протодьяконом Редикульчевым и его женой едут на похороны в Ригу. На следующий день их всех троих находят расстрелянными в машине. Добрые люди подозревают, что это дело рук коммунистов. На это указывало так много признаков, что немцы решили расследовать убийство. Однако расследование этого случая было запрещено. Позднее немцы что-то узнали об этом убийстве от очевидцев. До сегодняшнего дня полной ясности произошедшего нет. Смерть митрополита Сергия произвела сильное впечатление на Патриарха Сергия и стала главной причиной его скоропостижной смерти (15 мая 1944 года).
Труды:
Докладная записка о состоянии ортодоксальной Церкви на Востоке.
Англ. перевод в: Eastern Churches Review VI (1974) 135-161.
Литература:
"ЖМП" 1934, № 18-19, с. 8.
"ЖМП" 1934, № 20-21, с. 3, 4.
"Правда о религии в России". МП, 1942, с. 62, 24.
"Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война".
Сборник церковных документов, с. 33-36.
"Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия", с. 27.
ФМП № 60, с. 24.
ФПС I № 279 с. 11.
ФПС II с. 7.
ФПС IV с. 7.
ФПС V № 170.
ФАМ 14.
W. Alexeev, Russian orthodox Bishopsin Soviet Union, 1941-1953 (New York) s. 65-69.
W. Alexeev (Th. Stavrou, The Great Revival. The Russian Church Under Geman Occupation 73-78.
W. Alexeev, Le drame de l'exarque Serge Voskresenskij et l'election du patriarche de Moscou, in Irenikon 1957, 181 -202.
W. Alexeev, L'Eglise orthodoxe russe sous l'occupation allemande (1941-1944) 243-276.
W. Alexeev, The OrthodoxChurh Under German Occupation: An Unpublished Memorandum by the Exarch of the Baltic Area, Metropolit Sergii, in; Eastern Churches Review VI (1974) 131E.-161.
E. Treulieb, Metropolit Sergii von Riga und die "Orthodoxe Mission"in Pleskau, in: KiO 8(1965)55-66.
W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum. Ein Uberblick, in: KiO 21/22 (1978) 97.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 31-35, 65. (История Церкви России в новое время. В 3-х томах Мюнхен / Зальцбург 1965-1968гг).
А. Иванов, Записки миссионера (Псковская миссия) в: "Правосл. Русь" 1982, 22 с. 9-11; 23, 7-10.
Regel'son Tragedija Russkoj Cerkvi 1917 (1945. Paris 1977. (Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, с. 511, 512.)
A.E Levitin (Krasnov, Die Glut deiner Hande 121.
D. Pospielovsky, The Russian Church, 6, 147, 187f, 190, 377; Exarch 183, 227, 232.
N. Struve 49, 72, 77, 523.
Вестник русского христианского движения. 127 (1979) 246.
W. Fletcher, Studi in Survival. New York 1965, s. 101f.
W. Fletcher, The Russian Orthodox ground,Churh Under 81f, 154.
А. Андреев, Г. Героник, Крест на службе у свастики, в: NiR 1963, 11 43-48.
A. Чертков, Москва 1968, 161.Н. Китев, Исповедники и мученики 30-х годов, в Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианского движения) 150 (1987) 235-248.
Быль и другая правда, в: NiR 1988, 5, 14-15.
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, 166, 168.
G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 67, 170.
Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Gtschichte (860-1980), hg. Von P. Hauptmann und G. Stricker (Gottingen 1988):R. Rossler, Die Russiche Orthodoxe Kirche in Sowjtstaat (seit 1917), hier: Dokument № 280. (Ортодоксальная Церковь в России. Документы ее истории (869-1980 гг.), под ред. П. Хауптмана и Г. Стрикера Русская ортодоксальная Церковь в Советском Государстве(после 1917 года), здесь документ № 280.
|