link3874 link3875 link3876 link3877 link3878 link3879 link3880 link3881 link3882 link3883 link3884 link3885 link3886 link3887 link3888 link3889 link3890 link3891 link3892 link3893 link3894 link3895 link3896 link3897 link3898 link3899 link3900 link3901 link3902 link3903 link3904 link3905 link3906 link3907 link3908 link3909 link3910 link3911 link3912 link3913 link3914 link3915 link3916 link3917 link3918 link3919 link3920 link3921 link3922 link3923 link3924 link3925 link3926 link3927 link3928 link3929 link3930 link3931 link3932 link3933 link3934 link3935 link3936 link3937 link3938 link3939 link3940 link3941 link3942 link3943 link3944 link3945 link3946 link3947 link3948 link3949 link3950 link3951 link3952 link3953 link3954 link3955 link3956 link3957 link3958 link3959 link3960 link3961 link3962 link3963 link3964 link3965 link3966 link3967 link3968 link3969 link3970 link3971 link3972 link3973 link3974 link3975 link3976 link3977 link3978 link3979 link3980 link3981 link3982 link3983 link3984 link3985 link3986 link3987 link3988 link3989 link3990 link3991 link3992 link3993 link3994 link3995 link3996 link3997 link3998 link3999 link4000 link4001 link4002 link4003 link4004 link4005 link4006 link4007 link4008 link4009 link4010 link4011 link4012 link4013 link4014 link4015 link4016 link4017 link4018 link4019 link4020 link4021 link4022

Архиереи



Иосиф (Семашко)

  
Ф.И.О.:  Семашко Иосиф Иосифович
  
Сан:  митрополит
Дата смерти:  1869 г. 19 век

Церковная принадлежность

Греко-Католическая Церковь

   
  

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович), митрополит Литовский и Виленский.
Родился 25 декабря 1798 г. в с. Павловке, Липовецкого уезда, Киевской губернии.
Родители Иосифа происходили из духовного сословия униатского вероисповедания, но не чуждались православия, так что отец Иосифа посылал своего сына в воскресные и праздничные дни в местную православную церковь.
С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной чертой на всю его жизнь.
Первоначальное образование Иосиф получил в доме своего отца. Уже в эти годы он превосходил успехами своих братьев и сверстников, обучавшихся вместе с ним. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению книг, его мало занимали детские забавы, им он предпочитал прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства была присуща Иосифу.
В сентябре 1809 г. Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса была чисто польским учебным заведением. Все преподавание велось на польском языке.
По своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников школы.
В 1816 г. он окончил Немировскую школу первым учеником и в этом же году был послан своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете.
Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения его в Главной семинарии, поражали даже его учителей.
6 июля 1820 г. Иосиф окончил Главную семинарию со степенью магистра богословия.
Несмотря на воспитание учеников семинарии в духе польского патриотизма, Иосиф, как русский по происхождению, остался верен своей родине, в нем не угасла искра любви и сочувствия к России.
По окончании семинарии Иосиф прибыл в Луцк, где по предложению Луцкого униатского епископа принял сан священства без вступления в супружество. Это предложение вполне отвечало склонности Иосифа к жизни уединенной, к отчуждению от мира.
6 октября 1820 г. он был посвящен во иподиакона; 26 декабря рукоположен во диакона, а через год — 28 декабря 1821 г. — во иерея.
С 1820 по 1822 г. Иосиф исполнял должность заседателя Луцкой консистории, а также наставника местной ставленнической семинарии. Пребывание Иосифа в должности заседателя Луцкой консистории раскрыло перед ним картину притеснения униатов со стороны латинян, а также недоброжелательства к ним со стороны местных православных. Тяжело было видеть Иосифу такое забитое положение своих единоверцев.
7 января 1822 г. он был возведен в сан протопресвитера и 20 июня того же года назначен заседателем в униатском департаменте римско-католической коллегии в Петербурге, где было сосредоточено высшее управление всей униатской церкви.
Россия поразила Иосифа величественным видом православных церквей и торжественностью богослужений в них.
В период пребывания Иосифа в Петербурге в его душе произошел коренной перелом в пользу православия, здесь впервые у него появилось желание оставить унию и воссоединиться с православной церковью.
В Петербурге Иосиф очень много читал. В первый же год им было прочитано свыше 400 книг из библиотеки Глазунова. Чтение привело его к полному убеждению в истине православия и в отступлении римской церкви от чистоты веры апостольской. Это был уже убежденный сторонник православия. Иосиф не мог более служить интересам латинства и Польши. Он твердо решил выйти из неопределенного положения, а именно: лично принять православие и поступить в число иноков Александро-Невской Лавры, несмотря на то, что в будущем ему предстояла блестящая перспектива быть униатским епископом.
Искренность убеждений Иосифа в превосходстве православия наглядно отразилась в его "Сочинении о православии восточной церкви".
Несмотря на то, что в душе Иосифа происходил такой переворот, он исполнял с присущим ему старанием и добросовестностью возложенное на него поручение в греко-униатской коллегии. В решении всех вопросов имел всегда свое твердое мнение, которое мог отстоять с полным достоинством и знанием дела. Иосиф выступал истинным защитником представителей греко-униатского исповедания. Постоянная борьба с латинянами, притеснившими униатов, еще более укрепила в нем его твердый от природы характер, доставила ему большую опытность и приучила к осторожности и осмотрительности. Он почувствовал в себе силу вступить в открытую борьбу с римско-католиками за права попираемой и угнетаемой униатской церкви. Возможность борьбы вскоре представилась Иосифу. Правительство обратило внимание на бедственное и угнетенное положение униатского духовенства и всего униатского населения. Иосифу было предложено письменно изложить положение униатской церкви. С воодушевлением взялся он за порученное дело и в одну ночь с необычайной сообразительностью, находчивостью и практичностью составил знаменитую записку, в которой он не только с глубоким знанием изложил положение униатской церкви, но и наметил меры, с помощью которых униаты могли бы быть возвращены в лоно православной церкви. Эта записка получила высокую оценку правительства. Иосифу было поручено составить подробный план для постепенного приведения в исполнение указанных в его записке мер. Через два с половиной месяца (17 января 1828 г.) это поручение было выполнено Иосифом. На основании разработанного им плана, подписанного членами коллегии, 22 апреля 1828 г. был издан правительственный указ, который лег в основу всех последующих действий правительства в отношении униатского населения. В дальнейшем все намечаемые мероприятия по униатскому вопросу приводились в исполнение только после письменного представления по данному вопросу мнения Иосифа.
В первую очередь было обращено внимание на улучшение образования униатского духовенства. В 1823 г. была учреждена для униатов 2-я семинария (Литовская) в местечке Жировицах. Своими преобразовательными действиями Иосиф Семашко нажил себе много врагов, особенно среди латинян, которые питали надежду со временем ополячить и окатоличить его униатское население.
Для выполнения намеченных мероприятий Иосифу необходимо было непосредственно участвовать в жизни униатского населения. В 1829 г. он принял монашество без изменения имени.
8 августа 1829 г. старший соборный протоиерей Иосиф Семашко был хиротонисан во епископа Мстиславского, викария Полоцкой епархии с оставлением присутствующим в коллегии. Из-за отсутствия в Петербурге униатской церкви хиротония совершалась в католическом костеле Брестским униатским митрополитом Булгаком и Полоцким епископом Мартусевичем, а также латинским епископом Гедройцем.
В марте 1830 г. еп. Иосиф отправился для обозрения Белорусской и Литовской епархий, чтобы на месте проверить, как приняты и как исполнялись на деле преобразовательные меры, направленные к сближению унии с православием и что еще требовалось предпринять для достижения намеченной цели.
Обзор епархий продолжался в течение 6 месяцев, после чего еп. Иосиф возвратился в Петербург с подробным отчетом о проделанной работе.
В период с 1830 по 1833 гг. в связи с возникновением польского мятежа правительство мало обращало внимания на униатский вопрос. Но епископ Иосиф не оставлял начатого дела. Решительными действиями Иосифа ознаменовался период 1833-1837 гг. 2 апреля 1833 г. он был назначен Литовским епархиальным греко-униатским епископом с оставлением членом Греко-униатской коллегии. В начале этого периода, не видя деятельной поддержки со стороны правительства в осуществлении намеченных мероприятий, еп. Иосиф решился оставить столь успешно начатое дело и 15 мая 1833 г. написал прошение в Св. Синод о личном присоединении к православию. Правительство понимало, что это шаг еп. Иосифа не принес бы пользы большому делу воссоединения униатов и предложило временно отложить его намерение, обещая ему поддержку в исполнении всех его предложений по униатскому вопросу.
Получив в самостоятельное управление Литовскую епархию, епископ Иосиф мог в полной мере осуществить на деле свои предложения относительно униатов. Он тщательно ознакомился с положением и настроением духовенства в епархии, состоянием учебного процесса и со всеми другими вопросами епархиальной жизни. Он ознакомился с людьми, подбирал себе верных помощников. Все его распоряжения были направлены на сближение униатской церкви с православной (устройство иконостасов, введение служебников московской печати, устранение органов и др.).
Сам еп. Иосиф в 1833 г. еще раз заявил о своем решении присоединиться к православию. Это решение для пользы дела временно не предавалось гласности.
В 1834 г. он снова обозревал свою епархию. Его поездки по епархии оставляли у всех благоприятное впечатление. Своим участливым вниманием, кротостью и мягкостью в обращении епископ Иосиф приобретал всеобщие симпатии. Основная масса униатского населения и духовенства принимала нововведения епископа Иосифа, доброжелательно и охотно содействовала в его начинаниях. Но не обошлось и без протестов. Часть духовенства, наиболее близкая к латинству не соглашалась с реформами Иосифа и выражала даже письменные протесты. Отрицательную роль в этом деле играли польские помещики, от которых духовенство в значительной степени зависело материально.
Много трудностей и противоборства встретил на благом пути еп. Иосиф, однако он в достижении поставленной цели действовал решительно и твердо. У него произошли разногласия со сторонниками частных присоединений униатов к православию. Он прекрасно знал, что есть значительное число лиц, готовых сразу принять православие, но стоял всегда за постепенное перевоспитание всего униатского народонаселения через униатское духовенство. Такое мнение еп. Иосифа в дальнейшем полностью оправдало себя.
Враги православия — латиняне всеми силами стремились помешать еп. Иосифу. Возникали недоразумения и среди своих. Некоторые русские администраторы нередко угождали польской партии по недомыслию и другим причинам. В этот период еп. Иосиф работал до крайнего истощения сил. В начале 1837 г. он стал настойчиво добиваться скорейшего присоединения униатов к православию, заявляя о их готовности к этому. Одновременно не прекращалась работа по воспитанию униатского духовенства в духе православия. Изменялся внутренний вид храмов и порядок богослужений в них по чину православной церкви.
Большая часть духовенства (775 священников) дали письменные подтверждения о своей готовности присоединиться к православию. И только 160 человек не заявили о своем согласии.
Наконец, дело воссоединения увенчалось успехом. 12 февраля 1839 г. в Полоцке в присутствии епископов Иосифа Литовского, Василия Полоцкого и викарного епископа Брестского Антония состоялось соборное постановление о воссоединении Униатской церкви с православной и составлен "Соборный акт", подписанный 24 начальствующими лицами.
23 марта 1839 г. Св. Синод рассмотрел "Соборный акт" и принял постановление о присоединении греко-униатской церкви к Православной Всероссийской.
30 марта 1839 г. на заседании Св. Синода была зачитана синодальная грамота о совершившемся событии воссоединенным епископам и духовенству. На этом же заседании Греко-униатская духовная коллегия была переименована в Белорусско-Литовскую, председателем которой назначался преосвящ. Иосиф с возведением его в сан архиепископа.
Так совершилось возвращение полуторамиллионного западнорусского населения в лоно Православной Церкви. Это событие, неразрывно связанное с именем преосвящ. Иосифа, было признано всеми необычайно великим не только в церковном, но и в государственном отношении. Оно закрепило этот край за Россией на вечные времена, сохранив русскую народность и веру от попыток Польши уничтожить все русское и полностью подчинить этот край своему влиянию.
Разработанная еп. Иосифом, глубоко продуманная и строго проведенная им система воссоединения увенчалась блестящим успехом.
Испытав в последние годы много трудностей, неприятностей и противодействий от своих и от чужих, архиеп. Иосиф 26 февраля 1830 г. подал прошение об увольнении его на покой. Прошение это не было удовлетворено, кроме того, на него была возложена задача насаждения и утверждения православия среди воссоединенной литовской паствы.
Вся последующая деятельность архиеп. Иосифа, по его словам, обязанного ответственностью перед воссоединенными и за воссоединенных, была посвящена устранению многих остатков латино-униатской старины, перевоспитанию духовенства на православно-русских началах, улучшению его быта, обновлению и украшению храмов и охранению православной паствы от усилившейся латино-польской пропаганды. Его деятельность не ограничивалась пределами образованной им Литовской епархии. Он заботился об укреплении православия и в других воссоединенных епархиях. Много сил, опытности, умения и тактичности в обращении требовалось от архиеп. Иосифа в этот период. Побежденные противники не могли простить ему своего поражения, распускали о нем различные небылицы, подкапывались под него со всех сторон. Они даже покушались на его жизнь. Только его мудрость, остроумие и необычайная проницательность помогли ему в достижении поставленной цели.
В 1842 г. архиеп. Иосиф отправился в путешествие по святым русским местам. Он побывал в Новгороде, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Туле, Задонске, Воронеже, Курске и Киеве и получил большое удовлетворение от виденных им древних русских святынь. По возвращении из путешествия, осенью 1842 г., архиеп. Иосиф был назначен членом комитета по делам о раскольниках и отступниках от православия. Это назначение мало утешало архиепископа и он 18 декабря 1842 г. снова обратился с прошением об увольнении его на покой. Прошение это не было удовлетворено и на этот раз, и архиеп. Иосиф оставался на своем посту еще в течение 25 лет.
В 1842 г. был осуществлен перевод Литовской кафедры из местечка Жировиц в Вильно, где было наибольшее засилие польских католиков. Поэтому архипастырю предстояла трудная задача среди такой враждебной обстановки укреплять православие как в Вильно, так и во всей епархии.
1 апреля 1847 г. архиеп. Иосиф был назначен членом Св. Синода. Архипастырь продолжал с прежней энергией трудиться на благо своей паствы. С одинаковым участием он разделял и ее радости и горести. Он радостно встречал каждый новый случай присоединения к православию, ликовал при освящении восстановленных православных храмов, т. к. это были плоды его неустанного труда. Не оставлял архипастырь своей паствы и в трудностях. Он поддерживал дух бодрости в период эпидемии холеры, в голодные годы организовал раздачу хлеба всем нуждавшимся без различия вероисповедания.
Бедных он не забывал никогда. При всех знаменательных случаях в жизни архипастырь делал большие пожертвования в пользу бедных.
В своей целенаправленной деятельности архиеп. Иосиф иногда не находил поддержки со стороны гражданской власти. Такие случаи приводили его к унынию. Такой факт имел место в 1851 г., когда архиеп. Иосиф 30 октября снова подал прошение об увольнении на покой. И на этот раз прошение не было удовлетворено, т. к. он еще мог и должен был принести большую пользу своей церкви, отечеству, а также воссоединенному духовенству и пастве.
30 марта 1852 г. архиеп. Иосиф был возведен в сан митрополита. Это высокое звание обязывало его к еще большему подвигу на его поприще. Мудрый и заботливый архипастырь постепенно, но настойчиво уничтожал остатки латинства, уцелевшие среди воссоединенной паствы. Период времени с 1854 по 1861 гг. был сравнительно спокойным в жизни митрополита Иосифа. Поэтому основное внимание в это время было уделено благоустройству епархии и охранению паствы от непрекращавшейся латино-польской пропаганды. За это время было построено новое здание консистории (1854 г.), осуществлена капитальная перестройка архиерейского дома (1856 г.), обновлен иконостас Пещерной церкви и начато строительство 36 небольших церквей; улучшено здание духовного училища; открыто 222 приходских училища с 2700 учениками и учреждено первое женское училище (1860 г.). В 1856 г. митр. Иосиф при возвращении из Москвы простудился и получил сильный ревматизм. С этого времени болезнь не оставляла его, он несколько потерял свою легкость в движениях, "порою в нем чувствовалась какая-то медленность и усталость". 30 января 1858 г. митр. Иосиф был избран почетным членом С.-Петербургской академии наук.
В августе 1859 г. высокопреосвящ. Иосиф был вызван в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде, но вскоре из-за плохого состояния здоровья вынужден был уехать в Вильно.
Последние годы жизни митрополита были связаны с бурными событиями, возникшими на западе России. Недовольная происшедшими в западном крае преобразованиями латино-польская партия организовала в 1863 г. вооруженный мятеж. Митр. Иосиф, несмотря на усилившуюся в это время болезнь, не отлучался никуда из города, совершая богослужения в храмах, поддерживал дух бодрости и уверенности среди духовенства и всего народа. 1863 г. был годом испытания для юной литовской паствы, и она, возглавляемая своим мудрым архипастырем, достойно выдержала это испытание и вышла победительницей. После усмирения мятежа много отрадного для митр. Иосифа произошло в западном крае, осуществились многие его предначертания. 1 января 1864 г. стал издаваться на русском языке журнал "Виленский вестник", впервые открылась русская книжная торговля. Каждый день в местной печати сообщались сведения то о возобновлении древних церквей, то о закладке и освящении новых, то об обращении костелов в православные храмы, то о возвращении целых приходов в православие. Во всех этих делах принимал большее или меньшее участие митр. Иосиф. В 1867 г. по его распоряжению в епархии была учреждена 41 церковная библиотека.
Но здоровье митрополита все ухудшалось. С 1867 г. он сам почти не совершал богослужений. Но все епархиальные дела находились под его строгим контролем, он был в курсе всех событий, ежедневно принимал у себя представителей епархиального и духовно-учебного ведомства, на всех делах секретарь писал резолюции под его диктовку. Несмотря на телесные немощи, митрополит Иосиф до последних дней жизни отличался бодростью духа и ясностью мысли. Но болезнь продолжала подтачивать его силы. 1869 г. был последним годом жизни высокопреосвящ. митрополита Иосифа. За три дня до кончины (21 ноября) состояние его резко ухудшилось. В пятницу 22 ноября ему стало немного легче и он причастился Св. Таин. В ночь на субботу состояние его снова резко ухудшилось, но к утру опять стало легче, и он еще раз пожелал причаститься Св. Таин. После этого митрополит находился в спокойном состоянии. В 12 часов дня он просил позвать к себе своего викария преосвящ. Иосифа, но до его прихода в 1-м часу дня тихо скончался.
Погребение тела митр. Иосифа состоялось 29 ноября в Пещерной церкви Виленских мучеников в заранее приготовленном самим митрополитом еще в 1849 г. склепе.
Охарактеризовав деятельность замечательного Литовского архипастыря, как преобразователя западно-русского края, следует отметить и его необыкновенные личные качества.
По своему уму, энергии и глубокому пониманию судеб русского народа митр. Иосиф занимал выдающееся место среди своих знаменитых современников. "Величие духа Иосифа и его способность влиять на общественность", по словам проф. Кояловича, сохранились и среди разных общественных невзгод и среди тяжелых личных его недугов до последнего дня его жизни. Господствующее настроение духа митр. Иосифа было всегда самоуглубленное и молчаливое, по замечанию близко знавшего его Иосифа, епископа Колозенского (?).
В обществе он всегда держался с достоинством. Его беседа отличалась простодушием и спокойствием, но так, что умное его казалось простым, а простое умным. Он не унижал никогда собеседника, а если для самого что-то было непонятно, то он не стыдился сказать: "вопрос нов для меня, подумаю". Он умел соединять светскую любезность с достоинством своего сана.
Чтение книг было всегда наиболее любимым занятием митрополита Иосифа. Он не жалел средств для приобретения в свою библиотеку выдающихся сочинений по богословию, истории, естественным наукам, а также лучших периодических изданий не только на русском, но и на иностранных языках. Большинство его книг частично при жизни, а остальные после кончины, были переданы им в Литовскую семинарию.
Из его личных записок видно, что он иногда в свободное время занимался землеведением, статистикой, географией.
Часто в звездные ночи, сидя в Тринопольском саду, он любил надолго устремлять свой пытливый взор в необъятные небесные пространства, поражавшие его своей неизмеримостью.
Большое наслаждение доставляли высокопреосвящ. Иосифу, обладавшему эстетическим вкусом художественные произведения, особенно живопись. Больше всего ему нравились картины библейского и церковно-исторического изображения.
Он увековечил память всех своих сподвижников в деле воссоединения униатов, приказав нарисовать их портреты масляными красками.
Митр. Иосиф был большой знаток и любитель церковного пения и у него был превосходный певческий хор из учеников семинарии и духовного училища.
Самым полезным и освежающим после умственной работы занятием служил для митрополита физический труд, которому он с увлечением предавался, переезжая на лето из шумного города в любимый им Тринополь. Державшийся в городе установленного этикета, митр. Иосиф исключительно любил природу и простой сельский образ жизни. По словам самого преосвящ. Иосифа, физический труд на свежем воздухе в Тринополе способствовал тому, что до 60 лет он не был подвержен никаким болезням.
Таким образом, перед нами предстал величественный образ замечательного русского архипастыря, жизнь и деятельность которого составили целую эпоху в истории западно-русского края.

Труды:
Семь слов синодального члена Иосифа, архиепископа Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения. Вильна, 1848; СПб., 1889.
Виленский православный некрополь. Вильна, 1892.
Историч. вестн., 1893, май, с. 536-537.
Слова и приветствия. СПб., 1860.
Записки. Т. 1-3. СПб., 1883.

Литература:
Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митр. Литовского и Виленского. Вильна, 1897.
Его же Высокопреосвящ. Иосиф (Семашко), митр. Литов. и Виленский. Очерк его жизни и деятельности. Вильна, 1894.
Иванов Высокопреосвящ. Иосиф Семашко, 1889.
Извеков Н. Д. Ист. очерк состоян. церквей в Лит. еп. 1839-1889 гг. М., 1899.
Рункевич С. Г. Ист. Минской еп. 1793-1832 гг. СПб, 1893.
Его же Краткий истор. очерк столетия Минской еп. Минск, 1893, с. 60-63, 71, 74, 75, 78-81.
Его же История Минской архиепископии (1793-1832). СПб, 1893, предисл. I и с. 572.
Егоров А. Иосиф Семашко, митр. Литовский и Виленский. Платон Городецкий, митр. Киевский и Галицкий. Одесса, 1899.
Извеков Н., прот. Высокопреосвящ. Иосиф (Семашко), митр. Литовский и Виленский. Вильна, 1889.
Ливанский И., прот. Блаженной памяти святителя Божия Иосифа Семашко, митр. Литовского и Виленского.
Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую, т. III, 3-е изд. СПб, 1903, с. 290-312.
Сушков Н. В. Воспомин. о митр. Литовской и Виленском Иосифе и об уничтожении унии в России. (Чтен. Моск. общ. ист. и древн. Рос., 1869, кн. 1-я, с. 159-197).
Толстой М. В. Иосиф митр. Литовский и воссоедин. униатов с прав. церк. в 1839 г. (Журнал М. Н. просв., 1869, т. 94, отд. II, с. 72-83; август, с. 251-272; т. 95, сентябрь, с. 1-23; октябрь, с. 207-234).
Савва, архиеп. Хроника моей жизни (автобиогр. записки), 1901, т. III; 1902, т. IV; 1906, т. VI.
Толстой Ю., № 294.
Булгаков, с. 1404.
Денисов, с. 61.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
Строев П., с. 1013.
Тузов Каталог, с. 84, 101, 116, 138.
Летопись Е. А., с. 841.
Прав. собес., 1884, март-апрель, с. 310-329, 1897, декабрь, с. 708, 1915, май, с. 156.
Рус. палом., 1889, № 13, с. 119; № 24, с. 281, 1893, № 43, с. 687; № 44, с. 704, 1914, № 12, с. 181-186.
Странник 1868, ч. 4, с. 155-159 (соврем. хроника).
Лит. еп. вед., 1894.
Труды К. Д. А., 1870, апрель, с. 20.
Церк. вестн., 1891, № 2, с. 27; № 25, с. 392; № 49, с. 772, 1895, № 6, с. 177-179; № 37, с. 1182.
Приб. к Ц. В., 1889, № 17, с. 456-463
Ж. М. П., 1945, № 11, с. 50, 1951, № 2, с. 35-47; № 6, с. 60-63, 1952, № 7, с. 56.
Рус. старина 1870, т. I, с. 518, 1874, февраль, с. 210, 1880, июль, с. 95, 96, 116 п/с, 1881, июль, с. 497, 1882, октябрь, с. 340; ноябрь, с. 341-342, 1883, июнь, с. 592; 695-696; ноябь, с. 273; декабрь, с. 692-693, 1886, июнь, с. 710, 1888, июль, с. 90, 1904, февраль, с. 327; июль, с. 123-124, 1910, август, с. 240-245.
Самар. еп. вед., 1869, № 1, с. 4.
Христ. чтение, 1868, ч. 2, с. 915-926, 1869, январь, с. 92-134, 1900 (?), апрель, с. 665, 1874, июль-сентябрь, с. 931-932, 1881, сентябрь-декабрь, с. 173-174, 1886, май, с. 133-181, 417.
Прав. обозрение, 1864, январь, с. 43-46; апрель, с. 220-222; май, с. 65; август, с. 168-177, 1868, декабрь, с. 151-166, 1870, март, с. 66, 1881, январь, с. 79.
Изв. Казан. еп., 1868, № 24, с. 705-709, 1869, № 1, с. 31, 1870, № 3, с. 71-77; № 5, с. 133-141; № 6, с. 163-174.
Истор. вестн., 1884, март, с. 689, 690; апрель, с. 236; ноябрь, с. 356, 1886, январь, с. 225, 1888, январь, с. 2; февраль, с. 495-496; декабрь, с. 48, 1889, март, с. 693-700; июль, с. 187, 188; август, с. 342, 450, 1896, апрель, с. 164, 180, 1905, апрель, с. 101 п/с. 1, 1908, сентябрь, с. 894.
Рус. архив, 1870, № 11, с. 2023-2024, 1887, кн. 3-я, с. 236, 237 п/с (Филарет, архиеп. Черниговский), 1893, кн. 1-я, с. 213, п/с. 2 (Письма митр. Филарета к С. Д. Нечаеву), 1895, кн. 2-я, № 7, с. 301, п/с. 2, 1897, кн. 1-я, с. 89 и п/с. (Из дневников В. А. Муханова 1868 г.), 1903, кн. 1-я, № 3, с. 378, 379, 1910, кн. 1-я, № 3, с. 403, п/с. 2.
Ж. П. Б., XI, с. 580-697.
БЭЛ, т. VII, с. 472-480.
БЭС, т. I, с. 1116-1117; т. II, с. 1528, 2137.
РБС, т. VIII, с. 341-344.
Н. Д., с. 75.

 
Должности и места служения

Виленская епархия

25.03/06.04. 1839 г. 19 век   —  
23.11/05.12. 1868 г. 19 век
  
  

член Св. Синода
Синод Святейший Правительствующий

1.04. 1847 г. 19 век   —  
19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–