Биография
Дионисий (Валединский Константин Николаевич), митрополит Варшавский.
Родился 4 (16) мая 1876 г. в г. Муроме, Владимирской епархии в семье священника.
В 1896 году окончил Уфимскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию.
В 1897 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в 1899 году — во иеромонаха.
В 1900 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре калмыцкого языка.
В 1901 году назначен преподавателем Таврической духовной семинарии, но, после получения степени магистра богословия, в этом же году был переведен инспектором Холмской духовной семинарии.
11 декабря 1902 г. назначен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита.
В 1911 году переведен на пост настоятеля Русской посольской церкви в Риме.
21 апреля 1913 г. хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. Хиротония состоялась в Великой церкви Почаевской Лавры. Чин хиротонии совершал Патриарх Антиохийский Григорий IV с прочими архиереями.
В 1919 году эмигрировал за границу вместе с архиепископом Антонием (Храповицким).
Был деятельным участником вместе с митрополитом Георгием (Ярошевским) в образовании антиканонической Православной Церкви в Польше.
В 1922 году возведен в сан архиепископа Волынского и Кременецкого.
27 февраля 1923 г. собором православных епископов Польши был избран митрополитом Варшавским, а 13 марта того же года утвержден в этой должности Константинопольским Патриархом Мелетием IV, с титулом “Варшавский и Волынский и всей Православной Церкви в Польше и священно-архимандрит Почаевской Успенской Лавры”.
Стремясь упрочить автокефальность Православной Церкви в Польше, он обратился за благословением к Патриарху Тихону, который основываясь на том, что автокефалия утверждена в Польше вне канонических правил, отклонил просьбу митрополита. Тогда он окончательно перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, утвердившего автокефалию в Польше в 1924 году.
Почти целых 25 лет находился он вне канонического общения с Русской Церковью. 22 августа 1948 г. он обратился с покаянным письмом к Патриарху Алексию с просьбой о том, чтобы его приняли в каноническое общение с Матерью-Церковью.
Святейший Патриарх и Свящ. Синод удовлетворили просьбу митрополита Дионисия и приняли его в сане митрополита в молитвенное общение, но лишили его титула “Блаженнейший” и не признали его главой Польской Церкви.
Прекрасный проповедник и добрый человек.
Скончался 15 марта 1960 г. в г. Лодзи на 84-м году жизни, пребывая на покое.
Труды:
“Идеалы православно-русского инородческого миссионерства”. Казань, 1901.
Отзывы: епископа Антония и доцента И. Ястребова на этот труд см. “Прав. Собес.” 1902, ноябрь, с. 1-9, приложен. 13.
Речь перед защитой магистерской диссертации: “Идеалы православно-русского инородческого миссионерства”. “Прав. Собес.” 1902, июль-август, с. 47-65.
“Святыня Барграда”. Холм, 1912.
“Спутник русского православного богомольца в Риме”. Описание римских священных мест и находящихся в них вселенских святынь”. Холм, 1912.
Речь при наречении его во епископа Кременецкого 20 апреля 1913 года. “Церк. Вед.” приб. 1913 г. № 18-19, с. 794-796.
Археология евхаристичного культу // Наша Культура. Варшава. 1935. № 1-3, 5, 9; 1936. № 2.
Литература:
“Церк. Вед.” 1902, № 15-16, с. 94, № 51-52, с. 394, 1913, № 11, с. 119, 1915, № 25, с. 318.
“Приб. к “ЦВ” 1913, № 10, с. 449-450.
“Русск. Паломн.” 1915, № 21, с. 336.
“Изв. Каз. Еп.” 1903, № 3, с. 24.
“Прав. Собес.” 1901, декабрь, с. 18 (отчет), 1911, март, с. 429.
“ЖМП” 1950, № 8, с. 42-46, 1951, № 6, с. 25, 1952, № 2, с. 5, 1953, № 4, с. 35-36, 1954, № 4, с. 72, 1957, № 9, с. 67-69, 1960, № 5, с. 47-49. Некролог.
“Русск. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война”, Сб. церк. докум. за 1941 г., с. 15-17.
“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., с. 112-113.
“Журнал Засед. Св. Синода” № 23 от 16 ноября 1948 г.
“Прот. зас. сов. Каз. Д.А. за 1900 г., с. 65, 70, 117, 125.
Елевферий митр. “Неделя в Патриархии”. Париж, 1933, с. 13.
Елевферий митр. “Соборность Церкви. Божие и Кесарево”. Париж, 1938, с. 40, 43, 44, 46, 50, 51, 88.
ФПС I, № 49, с. 3, III, с. 3.
Cerk. Vestnik (Wazszawa) 1960, 3-4, 13.
N. Lencevskij, Svetloj pamjati pocivsego Svjatitelja, in: Cerk. Vestnik 1960, 3-4, 14-20.
A. Semenjuk, Poslednie stranicki iz zizni Blazennejsego MitropolitaDionisija, in: Cerk. Vestnik 1960, 3-4, 20-25.
IKZ 50(1960)164.
H. Fireside, Icon and Swastika, Cambridge 1971, 77f, 141f., 186, 149-152, 156, 158, 160.
W. Gunther, Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920 bis 1950. Sigmaringen 1982, S. 53.
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 130-164; 172-187; 223-240.
|