Биография
Георгий (Ярошевский), митрополит Варшавский.
Родился 18 ноября 1872 года в Подольской епархии.
В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата бого-словия и оставлен профессорским стипендиатом при той же академии.
В 1898 г. назначен преподавателем Таврической духовной семинарии.
24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха.
В 1901 году за свой труд "Соборное послание Св. Апостола Иакова" получил степень магистра и определен смотрителем Калужского духовного училища.
1902 г. — инспектор Могилевской духовной семинарии.
1903 г. — ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита.
1 июля 1906 г. — хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии.
С 1 февраля 1908 г. — епископ Прилуцкий, вик. Полтавской епархии.
С 19 ноября 1910 г. — епископ Ямбургский, вик. Петербургской епархии.
С 22 ноября — ректор СПб духовной академии.
С 13 мая 1913 года — епископ Калужский и Боровский.
С 1914 г. — почетный член СПб духовной академии.
С 6 июля 1916 г. — епископ Минский и Туровский.
С 1916-1918 гг. упоминается председателем одной из Соборных Комиссий.
Выступал против учреждения патриаршества.
12 декабря утвержден в звании Почетного члена Московской духовной семинарии.
12/25 апреля 1918 года возведен в сан архиепископа.
В 1919 году эмигрировал с Добровольческой армией в Сербию, оттуда переехал в Италию, затем в 1921 г. в Польшу.
В 1922 году, когда Польское правительство решило установить в своем государстве автокефалию Церкви, тогда он был вызван из Италии и назначен на Варшавскую кафедру с условием, чтобы он содействовал установлению автокефалии Православной Церкви в Польше.
Удовлетворяя просьбу Польского правительства, об образовании автокефалии, Св. Патриарх Тихон назначил архиеп. Георгия своим временным Экзархом в Польше. Но еп. Георгий принял иной курс, чем мыслил Патриарх Тихон.
В январе 1922 года он вместе с еп. Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архиеп. Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.
В это время польский посол в Москве настоятельно требовал от Патриарха Тихона обещанной автономии для Православной Церкви в Польше и назначения ее главой архиеп. Георгия в сане митрополита. Патриарх Тихон, освободив архиеп. Георгия от звания Экзарха, возвел его в сан митрополита, но только Варшавского, а не всея Польши и обещал поставить его над всей церковной областью лишь тогда, когда Польское правительство примет "Положение об управлении Православной Церкви в Польском государстве", составленное Патриаршим Синодом и посланное в Варшаву на рассмотрение правительства.
Такое решение Патриарха, конечно, не понравилось митр. Георгию, и он, получив на отзыв "Положение", без всякого стеснения вычеркнул из него все, что касалось прав Патриарха над автономной Церковью и оставил то, что относилось к его правам, как главы автономной Церкви. В таком искаженном виде "Положение" было разослано всем иерархам в качестве "патриаршей воли".
Этот подлог, конечно, был изобличен Преос. Елевферием и другими иерархами, верными Матери-Церкви, но митр. Георгий, пользуясь церковной смутой в России, счел данный момент благоприятным для осуществления своих замыслов и в половине мая 1922 года созвал новый Собор иерархов в Почаевской Лавре. К этому времени польские власти без всякого повода арестовали и выслали в Чехию епископа Сергия (Королева). С его устранением в составе Собора осталось всего четыре иерарха, из которых митр. Георгий, как председатель и всегда согласный с ним еп. Дионисий могли обеспечить успех любого угодного им решения.
На Почаевском соборе так и получилось; его решения стали явно клонить к установлению автокефалии. В виду этой опасности архиеп. Елевферий и еп. Владимир (Тихоницкий) оставили заседание Собора и тем прекратили его. Но, не смотря на это, митр. Георгий вместе с еп. Дионисием провели нужные им решения якобы от лица всего Собора. Они осуществили даже хиротонию своего сторонника архимандрита Александра (Иноземцева) в отсутствии двух членов Собора и против их согласия.
Спустя две недели после событий, происшедших в Почаеве, все иерархи снова были приглашены в Варшаву, где их присутствие неожиданно объявили иерархическим Собором. На этом Соборе польский премьер-министр прочел правительственную декларацию, в которой предложил иерархам учредить автокефалию Православной Церкви в Польше. Вопреки протестам Преосвященных Елевферия и Владимира, автокефалия была принята как бы волей Собора, а на другой день автокефалисты из своего же состава образовали Синод.
Недолго возглавлял митр. Георгий автокефальную Польскую Церковь. 8 февраля 1923 года он был убит Смарагдом, архимандритом-фанатиком.
Труды:
"Соборное послание Св. Апостола Иакова: Опыт исагогико-экзегетического исследования". Магистерская диссертация, Киев, 1901.
"Стигматизация" (Богословско-психологический очерк). Харьков, 1905; Калуга, 1914.
"Избрание епископов в древней Церкви". Харьков, 1906.
"Теория проф. А.П. Лебедева — о братиях Господних". Харьков, 1907.
"Индивидуалистическое миросозерцание Леонида Андреева". Харьков, 1909.
Речь при отпевании Высокопреосвящ. Антония, митр. С-Петербургского. // "Приб к "ЦВ" 1912, № 45, с. 1825.
Речь при вступлении на паству. // "Приб. к "ЦВ" 1913, № 28, с. 1305.
Поучение новопостриженному иноку Иннокентию, студенту 2-го курса СПб духовной академии (В мире Борису Дмитриевичу Тихонову) // "Рус. инок", 1913, № 11, с. 696-699.
Первый приезд в Россию восточного патриарха в 1586 г. Калуга, 1914.
Слова, поучения и речи. Калуга, 1914.
Отзыв проф. С. Зарина о словах и речах. // "Приб. к "ЦВ" 1914, № 34, с. 1532.
"Демонические болезни" (Богословско-психологический очерк). Калуга, 1914,
"Христ. Чтение" 1912, июль-август, с. 774.
"Глоссолалия" (1 Кор. 14, 1-40) Богословско-психологический очерк. Калуга, 1915.
Отзыв проф. С. Зарина об этом очерке. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 44, с. 2279.
Мораль М. Горького.
Изъяснение труднейших мест первого послания св. ап. Петра.
Толкование 2 Соборного послания ап. Петра.
Литература:
"ЦВ" 1906, № 24, с. 323.
- " - 1908, № 6, с. 32.
- " - 1910, № 48, с. 441, 443.
- " - 1911, № 50,с. 416.
- " - 1913, № 21, с. 307.
- " - 1917, № 2, с. 13.
- " - 1918, № 17-18, с. 104.
"ЖМП" 1952, № 2, с. 5.
- " - 1953, № 4, с. 35-36.
- " - 1957, № 9, с. 67-68.
- " - 1960, № 5, с. 47.
"Из. Каз. Еп." 1913, № 10, с. 341-342.
- " - 1913, № 22, с. 685.
"Прав. Собес." 1915, сентябрь, с. 76.
"Русс. Палом." 1911, № 41, с. 645.
"Мисс. Календарь" 1907, с. 131.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 240-241.
"Памятн. книжка Петрогр. дух. акад. на 1915/1916 уч. год.", с. 11.
Митр. Елевферий "Соборность Церкви. Божие и кесарево".
Париж, 1938, с. 44, 46, 51, 75, 88.
Булгаков, с. 1410, 1412, 1415.
БЭС т. I, стб 633.
НЭС т. XIII, с. 108-109.
ФАМ II, № 22, с. 6.
Регельсон 274.
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 64, 132, 133-138, 139, 144, 184.
|