Биография
Иоанникий (Горский Иоанн Семенович), архиепископ Херсонский и Одесский.
Родился в 1810 г. в семье священника села Малого Богородского, Даниловского уезда, Ярославской губернии.
Окончил Ярославскую семинарию и поступил в СПб дух. академию.
В июне 1837 г. окончил академию и 3 июля того же года пострижен в монашество; 27 июля рукоположен во иеродиакона, а 6 августа — во иеромонаха.
6 сентября того же года назначен учителем Нижегородской семинарии, а 13 сентября получил степень магистра богословия.
29 августа 1838 г. перемещен инспектором Киевской семинарии.
24 мая 1839 г. причислен к соборным иеромонахом Александро-Невской Лавры.
С 19 июля 1841 г. — инспектор Киевской духовной академии и бакалавр богословских наук.
28 июня 1842 г. возведен в сан архимандрита, назначен членом Духовного цензурного комитета и цензором проповедей.
С 10 октября 1846 г. — ректор Ярославской семинарии.
С 29 июля 1847 г. — настоятель Ростовского Богоявленского Авраамова монастыря.
2 апреля 1850 г. перемещен на должность ректора Петербургской семинарии.
В 1852 г. исправлял книгу протоиерея Дебольского "О христианском православном богослужении", за что объявлена ему благодарность от Св. Синода.
16 января 1855 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
16 апреля 1856 г. перемещен на Саратовскую архиерейскую кафедру.
17 июля 1860 г. возведен в сан архиепископа и переведен в Варшаву.
С 1 мая 1875 г. именовался Холмским и Варшавским.
С 16 ноября 1875 г. — архиепископ Херсонский и Одесский.
Скончался 1 марта 1877 г.
По воспоминаниям архиеп. Никанора (Бровковича), преосвящ. Иоанн среди русских архиереев был человек "самый мнительный, самый осторожный, самый осмотрительный в каждом шаге, в каждом деле, слове и, конечно, даже помысле". В личном поведении он внимал не только своему внутреннему голосу, но и каждому слову, относившемуся к нему, ревниво оберегая святительскую честь, стараясь не дать ни малейшего повода к соблазну для окружающих не только поведением, но даже и одеждой.
Говорил он очень мало, но внушительно, "поводя нервным холодком и дрожью по спине собеседника".
Требовательная строгость в отношении к себе распространялась и на окружающих его. Когда он прибыл по назначению в Варшаву и был встречен двумя монахами архиерейского дома со шляпами на головах вместо клобуков, то спросил их: "Вы кто же такие?". "Монахи Вашего дома", — последовал ответ. "Монахи... монахи... монахи...", — тихо повторял преосвященный, шевеля усом и пристально глядя на них. Прибывших монахов "не только мороз подрал по коже, но чуть паралич не ударил тут же на месте. С тех пор и недругам своим не желали появляться перед преосвященным в качестве полупольских ксендзов, забывавших даже наружное уставное благоприличие".
Преосвящ. Иоанникий умел вести себя в обществе, всегда оставаясь каким-то неразгаданным. Он выделялся из Среды епархиальных архиереев и как политический деятель. Поэтому, когда потребовался архиерей в Варшаву, он был назначен на этот пост без колебаний. В Варшаве он вел себя с великим достоинством и пользовался уважением среди поляков.
Подчиненных же ему русских (как уже было отмечено выше при встрече с монахами) он держал в большой строгости. Но во всех своих действиях отличался справедливостью и честностью. Во всем, что касалось духовных вопросов, он поступал исключительно по закону. Однажды произошел такой случай. Умер в Варшаве какой-то генерал инославного исповедания. Погребение его полагалось совершать без внесения в церковь и служения панихиды. Но военные, не желая признавать церковного устава, требовали своего. Один военный священный вызвался совершить погребение, как требовали военные, но вдруг оробел, боясь последствий. Тогда он отправился к архиерею, которому не был подчинен, и рассказал о случившемся. Согбенный архиепископ посмотрел на струсившего смельчака, поднял палец до своего и его носа, тихо пошевелил пальцем и усом, изрек одно слово: "попробуй", повернулся спиной и вышел.
Внешне спокойный, он, видимо, тщательно скрывал все свои переживания. За годы служения в Варшаве он настолько ослаб физически, что при новом назначении его в Одессу в течение полугода не мог выехать из-за телесной немощи.
Служение его на Одесской кафедре было кратковременным. Здесь он закончил свою земную жизнь.
Труды:
Покаяния отверзи ми двери (стихи). Яросл. еп. вед., 1892, № 48.
Литература:
Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 41, 44, 47, 54-57, 60, 268.
Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1902, т. IV, с. 682; 1904, т. V, с. 35, 480, 556.
Надеждин. История СПб семинарии. СПб, 1885, с. 314.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 183, 184.
Булгаков, с. 1395, 1412, 1416.
Толстой Ю., № 340.
Строев П., с. 41, 1023, 341.
Списки архиереев, № 340.
Ярослав. еп. вед., 1870, № 44.
Самар. еп. вед., 1868, № 10, с. 214-215.
Изв. Казан. еп., 1878, № 11, с. 249.
Труды К. Д. А., 1874, апрель, с. 125, 131, 1877, март, с. 653.
Приб. к Ц. В., 1903, № 45, с. 1742.
Истор. вестн., 1882, февраль, с. 336, 1895, февраль, с. 650; апрель, с. 52, 1896, июль, с. 163, 1904, май, с. 425-426, 428, 1915, ноябрь, с. 526.
Русская старина, 1877, т. 19, с. 151, 1910, декабрь, с. 513.
Прав. обозрение, 1873, январь, с. 63-64, 1875, июнь, с. 313-314.
Христ. чтен., 1868, май, с. 729, 749-750, 1870, август, с. 91, 1875, июль-декабрь, с. 504.
Рус. архив, 1899, кн. 1-я, № 3, с. 431, 1904, кн. 2-я, № 5, с. 46; кн. 3-я, № 11, с. 385.
Юбилейный сборник, с. 516.
Н. Д., с. 20, 38, 73, 74, 76.
БЭС, т. II, с. 2004, 2275, 2289.
РБС, т. VIII, с. 181.
|