Святые



Климент Римский, папа, священномученик

  
  

 
Житие

Святой священномученик Климент, папа Римский.
Родился в Риме, в знатном и богатом языческом доме, бывшем в родстве с самим императором. К вере Христовой обращен ап. Петром и разделял с ним труды и опасности проповеди Христовой; впоследствии был сотрудником ап. Павла. Поставлен епископом ап. Петром. После Лина и Клита епископствовал в Риме и управлял Церковью с 92 по 101 год. Св. Климент добродетельной жизнью и горячей ревностью о вере приобрел полное уважение христиан. В Коринфской Церкви возникли раздоры и беспорядки, и тамошние христиане обратились за советом к нему; он написал им два послания, достойные ученика апостольского. Он пережил гонение, бывшее при Дометиане. В деле проповеди евангельской он не ограничивался Римом, но простер оную даже до Галлии. Св. Климент действовал лично и привлекал своей проповедью к Церкви Христовой многих вельмож Рима. Ревность его к обращению знатнейших граждан возбудила против него негодование императора Траяна, который намеревался усекнуть его, но, уважая, быть может, его знатное происхождение, сослал в каменоломни полуострова Крыма, находившиеся близ Херсона древнего, где он нашел более 2-х тысяч христиан, осужденных, за веру Христову, на работу в каменоломнях, в которых и он осужден был трудиться. Узнавши, что они не имеют воды и истаявают от жажды, св. Климент молитвой своей открыл им источник чистой воды, показанный Самим Христом, явившимся на том месте, в образе агнца. Там он просветил всех христианской верой. Траян, узнав, что вся та страна приняла веру Христову, послал туда игемона Анфидиана, который, по повелению Нерона, замучил множество христиан, а св. Климента, скованного цепями, утопил в море с камнем на шее в 101 году в Херсоне. Христиане смотрели с берега, как топили их пастыря, и плакали. Ученики св. Климента свв. Корнилий и Фив, предложили всем верующим молиться с ними Богу, да явит Он им тело священномученика. По молитве их, море отступило на три поприща от берега, и все христиане пошли по нему, и нашли тело св. Климента. Когда хотели взять его, то было откровение свв. Корнилию и Фиву, чтобы оставили его там, потому что море каждый год в день кончины его будет отступать на 7 дней, чтобы христиане могли приходить на поклонение мощам. После этого ежегодно море отступало, что продолжалось до императора Никифора, но с его царствования море не стало отступать, и это продолжалось слишком 50 лет. В царствование Михаила и матери его Феодоры, свв. Кирилл и Мефодий (11 Мая), шедшие на проповедь Слова Божьего к Хазарам через Херсон, узнав, что мощи св. Климента находятся в море, подвигли херсонского епископа Георгия на отыскание св. мощей. После соборной молитвы со свв. Кириллом и Мефодием и прочим духовенством, присланным из Царьграда императором, и патриархом, в полночь воссиял на море свет и на поверхности его явились мощи св. Климента, которые были взяты в ладью и перенесены 30 Января в город, где положены были в церкви свв. Апостолов. На обратном пути свв. проповедники взяли с собой мощи святителя и перенесли их в Рим, куда требовал святых проповедников папа Николай, по случаю их проповеди в Моравии, а часть их — св. глава перенесена из Херсона в Киев св. вел. кн. Владимиром, и положена была в Десятинной церкви, в которую также он перенес и положил св. мощи св. Фива, ученика св. Климента. Св. Климент призывается в особенную молитвенную помощь при копании кладезя. Церковь благословляет и освещает, как необходимую и важную принадлежность жилища и питания нашего, копания нового кладезя, прославляя Бога, "обращающаго камень в озера водныя и несекомый (?) в источники водныя (Псал. 113, 8), посылающаго источники в дебрях и посреде гор (Псал. 103, 10), и моля Его, как из камня, источившаго воду и напоившаго жаждущих, даровав воду на месте сладку, довольну к потребе, невредиму к приятию". В сей молитве воспоминается и св. муч. Климент, папа римский, который источил воду молитвой жаждущим людям во время пребывания их в каменоломнях, когда они истаявали от жажды.
В службе канон Феофана.


Память 25 ноября. Воспоминается еще 22 Апреля, в соборе 70 апп. 4 Января и в Субботу сырную.


(Греч. Мин., Чет. Мин., Пролог еще 10 Сентября, Ист. Уч. об отц. Ц. Филар., ч. 1, с. 8, Требник, Нов. Скрижаль, Киев. и его Святыни Сементовского, с. 40, Косолапов).



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–