|
Екатерина Александрийская, дева, великомученица
|
|
|
Житие
Святая великомученица Екатерина.
Александрианка, девица 17 лет, происходила из владетельной фамилии Консты, отличавшаяся необыкновенной красотой, богатством и ученостью. Ей во сне явился Сам Господь со Своей Пречистой Матерью и подал ей перстень в знак своего обручения с ней, который до сих пор остался на ее руке. Св. Екатерина, проснувшись и увидев на руке перстень, исполнилась величайшей радости и воспламенилась ревностью к славе Божьей. Она явилась к императору Максимину, приносившему жертву идолам, обличала заблуждение язычников и доказала истину христианской веры. За это, после тщетных убеждений, ласкательств и лукавств, подвергли святую жесточайшим истязаниям. Великие страдания св. Екатерины убедили многих язычников в истине Евангелия, — царицу Августу (по Гр. М. Василиссу), супругу Максимина, ночью посетившую ее в темнице, и с ней вельможу Порфирия с 200 воинов, которые все вместе с царицей были лишены жизни, и 150 риторов скончались в огне. Св. Екатерина после многоразличных истязаний скончалась от меча в 310 году. Когда отсекли главу св. Екатерине, то вместо крови текло молоко. Мощи ее покоятся в обители на Синае, обретенные, по откровению свыше, через двести лет по усечении. По народному верованию, св. Екатерина призывается в молитвенную помощь с другими святыми, см. примечания о великомученице Варваре 4 Декабря, а на западе она считается покровительницей учащегося юношества, особенно философии. К северной стороне этой Синайской обители примыкает большой сад, который огражден также стенами; вход в него из монастыря подземным путем. В этом саду находится братская усыпальница (кладбище) и церковь, у дверей которой — мощи св. Стефана, бывшего привратника обители. Они покоятся в сидячем положении на столе. В этой же усыпальнице находятся мощи двоих царских сыновей, из которых истекает муро, тут же висят и цепи, коими они привязывали себя для бодрости. Недалеко от обители находится вертеп, называемый Сапожничьим, где спасался тот самый сапожник св. Иоанн, который прославился в Кипре силой веры, приведшей в движение гору Макатан. Эта гора около Каира до сих пор называется Тур-дал (стой гора). По преданию, однажды каирские евреи выставили перед эмиром христиан с дурной стороны, кощунствуя над христианской верой. Эмир призвав патриарха, по имени Иоакима, говорит ему: "Я слышал от евреев, что христиане по своей вере могут переставлять горы. Если вы этого не сделаете, то все будете истреблены; в противном случае подобная участь постигнет евреев". Он дал срок приготовиться к приведению этого в действие. В молитве, слезах и посте прибегли христиане к Богу, прося указать им человека, могущего явить подобное чудо. Патриарх день и ночь молился в церкви перед иконой Богоматери, и, заснув от усталости, слышит во сне голос от нее, отвечающий на его моление, — что живущий в такой-то части города Каира сапожник Иоанн может спасти христиан от предстоящей гибели. Сапожник этот действительно отличался праведной жизнью, твердой верой и несокрушенной волей. К нему-то и обратились все каирские христиане с просьбой спасти их. По своему смирению, он долго отказывался принять на себя столь важное дело, но упрошенный патриархом, решился вступить на трудный подвиг. В назначенный час собрался весь город перед горами Макатана, где, после общей слезной молитвы христиан, св. Иоанн, указывая на одну из этих гор, возглашает: "Именем Божьим повелеваю тебе, гора, сдвинься с места". И гора та при громе, молнии и землетрясении пошла на народ, который в ужасе обратился к патриарху, умоляя его остановить бедствие. Тогда опять по слову того же праведника "Тур-дал!" страшная громада остановилась. Эмир немедленно принял христианскую веру и хотел было казнить всех евреев, но патриарх умолил его о прощении. С этого времени доныне гора эта сохранила название Тур-дал. Св. Иоанн удалился на Синайскую гору и там окончил свою праведную жизнь. Св. Иоанн сапожник — вероятно одно лицо с воспоминаемым 17 Ноября.
Св. Екатерине есть служба с каноном Феофана.
Память 21 ноября.
(Греч. Мин. 25 Ноября, Чет. Мин. и Синакс. Киев и Путеводитель по св. граду Иерусалиму и вообще по св. местам Востока, Косолапов).
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|