Святые



Пиама Александрийская, дева, преподобная

  
  

 
Житие

Преподобных Пиамуки или Пиамы, Александры и одной девы, неизвестной по имени.
Св. Пиамука, Египтяныня, взошла на дивную степень духовного совершенства; она жила в доме своей матери, как в затворе, уединенно, не видалась с людьми пустыми, принимала пищу чрез день. Господь удостоил ее дара прозрения. Преставилась в 377 году. В это же время близ Александрии спасалась в могильной пещере великая девственница Александра. Когда один человек прельстился ея красотою, она решилась лучше заключить себя живою в гробнице, чем возбуждать невольно греховныя чувства в ближних. День и ночь подвизалась в молитве; пищу принимала в малом количестве, ее приносила ей одна добрая женщина и передавала чрез отверстие пещеры. Затворница не показывалась на глаза ни мужчине, ни женщине, и так подвизалась 12 лет. Чувствуя приближение кончины, приготовила она сама себя к погребению и скончалась в 376 году. Женщины, которая обыкновенно приносила ей пищу, не получая ответа из гробницы, известила о сем в городе, из которого вышли многочисленные толпы и нашли блаженную деву, свято и благообразно скончавшуюся.
Около того же города Александрии с молодых лет подвизалась неизвестная по имени дева, которую один из пустынных отцов видел уже весьма престарелою и отличавшеюся высокими христианскими добродетелями. Отец ея был чрезвычайно набожный, кроткий, скромный и потому мало знаемый в своем селении. Постоянно страдая и не имея возможности вставать с постели, он не жаловался, но терпеливо переносил мучительную болезнь. В день кончины его сделалась страшная буря и гроза, продолжавшаяся три дня, в течение которых невозможно было предать земле тело покойника. Жители приняли эти явления за признак того, что Бог мало любил представшего на Его суд; усопшего похоронили почти без всякого обряда. Мать же отшельницы была женщина злая, сварливая, болтливая, преданная рассеянности и распутству. Она пользовалась здоровьем и всевозможными удовольствиями, а по смерти была похоронена с большими почестями. Оставшись юною сиротою, девица, обсуждая обстоятельства жизни отца и матери, пришла к выводу, обычному мирской мудрости — идти по следам матери, а не подражать отцу, который всю жизнь болел, страдал, был оскорбляем и безвестно отошел из этой жизни. Но по милосердию своему Господь восхотел рассеять слепоту ее мудрований. В сонном видении ей было открыто загробное состояние ее отца и матери. Ей явился человек и, объявив, что знает ее помыслы и видит принятое ею решение, приказал ей следовать за ним, чтобы взглянуть на действительное состояние душ отца и матери, и после того избрать тот образ жизни, какой она признает предпочтительнейшим. Она была перенесена в местность, преисполненную всех даров природы. Там встретила она отца, сияющего радостию и нежно приветствовавшего ее. Все это так очаровало ее, что она просила милости остаться тут; но он объявил, что это невозможно, что право это будет приобретено ею не иначе, как если и она будет жить, как жил он. Потом она была введена в мрачное место, в котором раздавались рыдания и вопли, страдания и отчаяния. Здесь ей было показан широко разверстое, раскаленное жерло над кипевшим озером огненной жидкости; в нем со многими другими находилась ее мать. "Дочь моя, причала мать, смотри, в какое положение вовлекла меня эта жизнь кратковременных, нечестивых наслаждений, презрение к добродетели и страсти ко греху; постарайся всем, что может себе внушить душа, извлечь меня из этого страшного места". Дочь, видевшая это во сне, так и рыдала и кричала, что все в доме проснулись. Она рассказала им свое сонное видение и с той же минуты, приняв решительное намерение идти по следам своего отца, до смерти пребыла неизменно верною в добродетели и ревностном служении Богу.


Память 3 марта. Св. Пиамука вторично воспоминается в Субботу сырную. У Коптов память св. Александры 15 Апреля.


(Греч. Мин. Пролог, свв. Подвижницы В. Ц., Филар., и Жит. свв. Жен в пустынях востока, стр. 114, Косолапов).



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–