Святые



Николай Мирликийский, чудотворец

  
  

 
Житие

Святой отец наш Николай, архиепископ Мурликийский, чудотворец.
Родился в Патаре, ликийском городе, около 280 года, в царствование Валериана от благородных, богатых и богоугодных родителей Феофана и Нонны. С младенчества благодать Божья являла в нем свои знамения. Будучи младенцем, он питался из одного правого сосца, а в постные дни, Среду и Пятницу, только раз и при том вечером вкушал молоко матери. Когда он достиг юношеского возраста и будучи нрава кроткого и незлобивого, родной дядя его св. Николай, еп. патарский, уговорил родителей его отдать сына на служение Богу, и, с согласия их, возвел его за добродетельное житие в сан пресвитера. Вскоре после сего дядя его вознамерился идти поклониться св. местам в Палестине и в отсутствие свое назначил племянника местоблюстителем престола. В это время по кончине родителей своих св. Николай все наследство свое употребил на добрые дела, стараясь при том, чтобы не знали его те, коим он благодетельствовал. Вот пример из многих благодеяний его. Один очень богатый житель г. Патары вдруг лишился всего имения и впал в ужаснейшую нищету; не имея чем питаться, помышлял уже трех дочерей своих отдать в беззаконный брак; но св. Николай, узнав об этом, тайно, ночью, поверг через окно в комнату три узла с золотом и спасает семейство от духовной гибели. По возвращении дяди, св. Николай сам отправился на поклонение Гробу Господню, творя дорогой чудеса. Возвратясь из путешествия, он, избегая славы человеческой и стремясь к строжайшему уединению, поселился в Сионской обители, основанной в Патарах дядей его, желая служить Богу трудами и лишениями монашеского жития. В одну ночь св. Николай стоя на молитве, услышал голос, говоривший ему: "Николай! войди во всенародный подвиг, если хочешь от Меня получить венец; это не та нива, на которой ты можешь принести ожидаемый плод. Обратись к людям, дабы в тебе прославилось имя Мое". Покорный воле Господа, он отправился в путь, не зная куда идти и к чему предназначает его Господь, и Промысл привел его в Муры, главный город Ликии. Здесь, по особенному свыше откровению и повелению, избран во епископа мурского. Среди пастырских забот настало жестокое гонение Диоклитианово, и св. Николай, не взирая на опасность, продолжал безбоязненно проповедовать Христа и потому вместе со многими христианами был заключен в темницу, перенося там различные страдания. В царствование Константина Великого он был освобожден и возвратился к своей пастве. В 325 году он присутствовал на первом вселенском соборе и явил на нем свою особенную пламенную ревность к защите православия и посрамления лжеучения. По сказанию предания на этом соборе св. Николай, не стерпев равнодушно богохульных слов Ария, ударил его щеке в виду всего собрания. За этот поступок отцами собора лишен было епископского сана, но он был оправдан самим Богом. Некоторые из достойнейших отцов собора сподобились такого видения, какое некогда видел сам святитель Николай. Они имели откровение, в которых видели, что сам Господь Иисус Христос с правой стороны вручил ему Евангелие, а с левой Богоматерь возложила на рамена его омофор. Из этого откровения свв. отцы уразумели, что дерзновение Святителя на соборе благоугодно Богу, возвратили ему сан и стали почитать его, как великого Божьего угодника. Этот омофор хранится в Москве в Синодальной ризнице. Скончался мирно 6 Декабря 343 года. Святитель Николай готовый и скорый помощник всякому во всякой нужде и сколько совершил чудес при жизни и по смерти на воде и суше — исчислить невозможно. Церковь прославляет его равночество со свв. апостолами. Имя его на востоке столь громко, что магометане усердно ставят свечи перед его иконой; почитают и язычники — забайкальские Буряты, которые имеют его иконы и называют его "седой старец". По народному верованию, св. Николаю Чудотворцу молятся от потопления и бедствий в море.
В службе два канона, один Феофана.

Память 6 декабря. Перенесение мощей его 9 Мая и воспоминается еще в Субботу сырную.

(Греч. Мин., Чет. Мин. и Дни Богослужения Дебольского, Косолапов).



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–