link10005 link10006 link10007 link10008 link10009 link10010 link10011 link10012 link10013 link10014 link10015 link10016 link10017 link10018 link10019 link10020 link10021 link10022 link10023 link10024 link10025 link10026 link10027 link10028 link10029 link10030 link10031 link10032 link10033 link10034 link10035 link10036 link10037 link10038 link10039 link10040 link10041 link10042 link10043 link10044 link10045 link10046 link10047 link10048 link10049 link10050 link10051 link10052 link10053 link10054 link10055 link10056 link10057 link10058 link10059 link10060 link10061 link10062 link10063 link10064 link10065 link10066 link10067 link10068 link10069 link10070 link10071 link10072 link10073 link10074 link10075 link10076 link10077 link10078 link10079 link10080 link10081 link10082 link10083 link10084 link10085 link10086 link10087 link10088 link10089 link10090 link10091 link10092 link10093 link10094 link10095 link10096 link10097 link10098 link10099 link10100 link10101 link10102 link10103 link10104 link10105 link10106 link10107 link10108 link10109 link10110 link10111 link10112 link10113 link10114 link10115 link10116 link10117 link10118 link10119 link10120 link10121 link10122 link10123 link10124 link10125 link10126 link10127 link10128 link10129 link10130 link10131 link10132 link10133 link10134 link10135 link10136 link10137 link10138 link10139 link10140 link10141 link10142 link10143 link10144 link10145 link10146 link10147 link10148 link10149

Святые



Василий Великий, святитель

  
  

 
Житие

Святой отец наш Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийский.

Строгий подвижник благочестия, ревностный защитник веры против ариан, евномиан и духоборцев, неутомимый наставник паствы, великий вселенский учитель, родился в Кесарии каннадокийской в царствование Константина Великого от благочестивых, благородный, знаменитых и богатых родителей Василия и Емилии, коей память 8 Мая, ученик Ливания, соученик Григория Назианзина и Иулиана отступника. Получив высокое образование, Василий Великий (он был оратор, философ, естествовед, врач и адвокат) в начале 359 года, почувствовав суету мира, решился оставить его, принять крещение и степень чтеца и отправился на поклонение св. местам Палестины и, вместе с тем, посетил великих в то время подвижников в Палестине, Сирии, Египте и Мессопотамии. Святая жизнь иноков удивляла великого Василия, и он решился поражать им, избрав себе пустынное место в Понте, недалеко от Кесарии. Здесь прославясь святою жизнию, он был вызван в Кесарию архиепископом кесарийским Евсевием и посвящен во пресвитера в 364 году для прововеди Слова Божия и обличения еретиков. По смерти Евсевия избран и посвящен на его место 14 июля 370 года и в сем сане не изменил образа жизни. В царствование Валента он был непоколебимым поборником православия, а в царствование императора Иулиана испытал много скорбей. Отступник, отправлявшийся на войну против Персов, предав при отправлении многих православных смерти, грозил Святителю разрушить, по возвращении из Персии, до основания Кесарию за ниспровержение идольского капища Фортуны жителями города. Во время войны императора с Персами Василий Вел. однажды, оставшись один в церкви, молился о низложении врага христианства пред образом Богоматери, где изображен был с копьем также и великомученик Меркурий (24 ноября). Во время молитвы Святителя вдруг сокрылось изображение св. Меркурия на иконе. Св. Василий Вел. ужаснулся; но через несколько минут великомученик опять показался на иконе с окровавленным копьем. В этот самый час, как после узнали, Иулиан поражен был невидимою рукою. Строгий пост, тяжелые труда, заботы о церковных делах истощили телесные силы Святителя, и он, после непродолжительной болезни, скончался 1 января 379 года, будучи 51 года. По особенному откровению Божию, им изложен письменно чин литургии, совершаемой 10 раз в год: в воскресные дни св. Четыредесятницы, в Четверг и Субботу Страстной недели, 1 Января в день памяти Святителя и в сочельники пред Рождеством Христовым и Богоявлением или в самые праздники, когда сочельники бывают в Субботу и Воскресенье. Кроме того к плодам трудов Святителя относятся также установления монашеские и другие весьма важные сочинения. Как все действия Василия Вел. отличались необыкновенным величием и важностью, так и все сочинения его запечатлены тем же характером высоты и величия христианского. По прологу 30 Января, Святитель был ростом высок, телом сухощав и лицом черен, видом хил, горбонос, брови имел круглые, бороду же длинную и редкую, волосы с проседью. Мощи святителя, по сказанию западных писателей, в 1099 году перенесены крестоносцами во Фландрию, глава же находится на Афоне в лавре св. Афанасия.
В службе канон Иоанна Дамаскина.

Воспоминается 1 января и еще в соборе трех Святителей 30 Января и в Субботу сырную.

(Греч. Мин., Чет. Мин., Устав и Ист. Учение об отцах Ц., Филар., ч. 2, Косолапов).



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–