link19865 link19866 link19867 link19868 link19869 link19870 link19871 link19872 link19873 link19874 link19875 link19876 link19877 link19878 link19879 link19880 link19881 link19882 link19883 link19884 link19885 link19886 link19887 link19888 link19889 link19890 link19891 link19892 link19893 link19894 link19895 link19896 link19897 link19898 link19899 link19900 link19901 link19902 link19903 link19904 link19905 link19906 link19907 link19908 link19909 link19910 link19911 link19912 link19913 link19914 link19915 link19916 link19917 link19918 link19919 link19920 link19921 link19922 link19923 link19924 link19925 link19926 link19927 link19928 link19929 link19930 link19931 link19932 link19933 link19934 link19935 link19936 link19937 link19938 link19939 link19940 link19941 link19942 link19943 link19944 link19945 link19946 link19947 link19948 link19949 link19950 link19951 link19952 link19953 link19954 link19955 link19956 link19957 link19958 link19959 link19960 link19961 link19962 link19963 link19964 link19965 link19966 link19967 link19968 link19969 link19970 link19971 link19972 link19973 link19974 link19975 link19976 link19977 link19978 link19979 link19980 link19981 link19982 link19983 link19984 link19985 link19986 link19987 link19988 link19989 link19990 link19991 link19992 link19993 link19994 link19995 link19996 link19997 link19998 link19999 link20000 link20001 link20002 link20003 link20004 link20005 link20006 link20007 link20008 link20009

Святые



Евфросиния Полоцкая, преподобная

  
Ф.И.О.:  Предислава
  
Чин святости:  преподобная
День празднования:  23/05.05

 
Житие

Евфросиния, преподобная, княжна Полоцкая, до св. крещения называлась Предислава, дочь Святослава-Георгия Всеволодовича, князя Полоцкого, правнука равноапостольского князя Владимира. Сия набожная княжна с юных лет посвятила себя учению и познанию книжного писания. "Разнесшиеся по всем градам вести гласили о ея премудрости, блазем учении и телесной доброте, бяше бо лицем лепа". Но умудренная свыше, она отвергла все блага мира сего, отдала себя на служение Богу, постриглась в монастыре, где находилась тетка ее, супруга Романа Всеславича, также черница. Прп. Евфросиния жила несколько времени при Софийской церкви, в Полоцке, списывая книги священные и разделяя получаемую чрез то мзду с бедными. Потом переселилась близ Полоцка на Сельцо, где была церковь Спаса и погребаемы были Полоцкие епископы. Там соорудила она церковь каменную, доныне существующую, учредила женский монастырь, постригла родную сестру, Гориславу (в иночестве Евдокию) и двоюродную, Звениславу, дочь Борисову, также двух племянниц, дочерей брата своего, Вячеслава. С ними, в двух тесных крестообразных келиях, внутри церкви на хорах устроенных, совершала св. Евфросиния обеты свои. Наконец, особо соорудила другую церковь каменную во имя Пресвятыя Богоматери и основала при оной мужеский монастырь. Церковь сия давно не существует, даже следов от оной не осталось. По просьбе прп. Евфросинии прислана была от императора Мануила, за благословением патриарха Луки Хрисоверга, находившаяся в Ефесе икона Богоматери, писаная, по преданию, св. евангелистом Лукою. Первоначально икона сия поставлена была в Спасской церкви, но впоследствии, по случаю брака благоверного князя Александра Невского с дочерью Полоцкого князя Брячислава, перенесена в город Торопец (1239 г.) и находится ныне в Торопецком соборном храме. Прп. Евфросиния, желая посетить святые места, ездила с братом своим, Давидом, в Палестину. Там, в Иерусалимском общежительном Феодосиевом монастыре, окончила она свою жизнь в 1173 г., мая 23-го. Нетленные мощи святой, впоследствии перенесенные из того монастыря в Киев, почивают в пещерах прп. Феодосия. Церковь совершает память прп. Евфросинии 23-го мая.
В 1579 г. церковь Спаса отдана была королем Стефаном Баторием иезуитам. В 1820 г., по изгнании иезуитов из России, фольварк, где находилась церковь Спаса, с прочими владениями иезуитскими поступили в казну. В царствование императора Николая I храм был возобновлен и передан в ведение православного Русского духовенства.
С 1579 по 1841 год в Полоцком Софийском соборе хранился крест с мощами, принесенный в дар преподобною Евфросиниею церкви Спаса при женском Полоцком, ею учрежденном, монастыре. Содержащиеся в кресте святыни обозначена следующими надписями:
1) "Кровь Христова",
2) "Древо Животное" (то есть частица Древа Животворящего Креста Господня),
3) "От гроба Пресвятыя Богородицы",
4) "Мощи св. Стефана",
5) "Кровь св. Димитрия",
6) "Мощи св. Пантелеймона".
Самый крест — шестиконечный, обложен серебряными, вызолоченными ометами. По обеим сторонам его находятся 19-ть образов со Славяно-Греческими надписями, сделанными из мелкой муссии. Строгое запрещение прп. Евфросинии отчуждать его из монастыря, начертанное в боковой надписи вокруг всего креста, послужило, как полагать можно, к соблюдению его в том крае, где иноверцы усиливались истреблять все памятники древнего православия. Крест долго оставался неизвестным. Когда же совершилось возвращение униатов в лоно Православия, тогда святыня сия сделалась видимою для жителей обеих столиц. Ныне крест сей положен снова в церковь Спаса, где должен был, по завещанию прп. Евфросинии, храниться на вечные времена.
(СИРС, СПб, 1862 г.)
Память преподобной Евфросиньи Полоцкой совершается также во 2-ю неделю по Пятидесятнице (Росс.) и в 3-ю неделю по Пятидес.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–