Святые



Сергий Валаамский, преподобный, чудотворец

  
  

 
Житие

Сергий и Герман, преподобные Валаамские. Мощи их почивают под спудом в соборной церкви во имя Преображения Господня в Валаамском монастыре на одном из северо-западных островов Ладожского озера. Церковь совершает память их 28-го июня. Кроме того, в Валаамской обители воспоминаются угодники сии сентября 11-го, в день перенесения их мощей из Ладоги в монастырь после его возобновления в 1718 г. Кто были прпп. Сергий и Герман, неизвестно. Житие сих угодников, по случаю войн, опустошавших монастырь, утрачено. Их почитают основателями Валаамского монастыря, но о времени основания обители также ничего не известно. Местное предание, основываясь на словах Нестора о приходе св. апостола Андрея Первозванного к славянам Новгородским, продолжают его путешествие и на озеро Ладогу, где будто бы благословил он пустынный остров Валаамский каменным крестом. Те же темныя предания называют Сергия одним из апостольских учеников, посетившего этот остров и крестившего там язычников, между коими был некто Мунг, который, как полагают, и был назван Германом. Повесть сия извлечена из древней рукописи и ничем не доказана. Некоторые относят житие преподобных Сергия и Германа ко временам св. кн. Ольги и почитают их выходцами из Греции, искавшими просветить север. Но это так же сомнительно, как и мнение Платона, митрополита Московского, который, в церковной истории своей, относит начало Валаамского монастыря ко временам Владимира Великого. В Софийской летописи сказано: "Лета 6671 (1163) обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне". Но тогда страна, где лежит остров Валаам, не принадлежала России, и Иоанн не был еще епископом, так как он был хиротонисан в 1165 г. Сочинитель Истории Российской Иерархии считает свидетельство Софийской летописи или вовсе несправедливым, или заключает, что писец обманулся в имени Иоанна, вставив его не в том месте и веке, а надлежало бы вписать архиепископа Иоанна II, жившего в конце XIV и начале XV века, что согласно и со временем присоединения Карелии к Российскому владению. В Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, содержащей правила Свв. Отец и Седьми Соборов, находится записка со следующими словами: "В лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий". По другим запискам значится, что к основателю Валаамской обители пришел на сожительство прп. Герман в 1393 г. Посему и можно предположить основание монастыря в XIV веке. Шведский полководец Иаков Понтус Делагарди разорил Валаамский и Коневский монастыри. Монахи перенесли мощи своих пустынноначальников в Староладожский Никольский монастырь, а сами разошлись. По Нейштатскому мирному договору 1721 г. эта земля была возвращена России, но еще в 1718 году монахи Кирилло-Белоезерского монастыря начали возобновлять Валаамскую обитель. В 1754 г. она сгорела, но вновь была отстроена. В ризнице монастыря, довольно богатого приношениями благочестивых государей и частных лиц, находится весьма любопытная реликвия, парчовая риза раба Божия Димитрия. Этот Димитрий — спаситель России, князь Пожарский. В кленовой монастырской роще показывают могилу короля Шведского Магнуса, который якобы занесен был на остров Валаамский бурею и скончался там монахом. Но Магнус утонул в 1372 году, переезжая на лодке чрез Болмефиордский залив, при Лундгольме.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–