Святые



Питирим Великопермский, святитель

  
  

 
Житие

Питирим, четвертый епископ Пермский. После великого просветителя Перми, епископа Стефана, довершение начатого им дела принадлежит трем святителям Пермским: Герасиму, Питириму и Ионе. Местные летописи гласят, что в первые годы управления Герасима епархиею, Пермь наслаждалась спокойствием, но вскоре после сего настали бедствия. Более всего тревожило область сию дикое племя Вогуличей под предводительством князя Асыки. Набожный святитель Герасим употребил все свое влияние на защиту веры и вверенной ему паствы, не щадя здоровья и пренебрегая опасностью, но преждевременная смерть оборвала благие его начинания. Раз, будучи больным, поехал он обозревать ближайшие к Усть-Выми церкви. "На обратном пути",- как сказано в рукописи, — "на Усть-Вымском лугу, близ городка, за мало стадий от соборной церкви, был удушен святый отец за нечто от своих домочадец и неповинную восприял кончину месяца января в 24 день". Предание гласит, что свт. Герасим был удушен омофором (часть архиерейского облачения) от руки новокрещенного Вогулича, которого он взял к себе на воспитание, чтобы сделать из него духовного пастыря. Неизвестен год кончины Герасима, неизвестен, по летописи, и год поставления Питирима. Неизвестно также, какого монастыря был он прежде архимандритом. В Степенной книге упоминается о нем, что он составил первое жизнеописание святителя Московского Алексия и написал канон на обретение св. мощей его. Это последнее сочинение печатается в служебных Минеях под 20-м числом мая. Свт. Питирим с первых дней управления своего обратил внимание на устройство церковное обширной своей епархии, населенной мирными племенами финскими, которых жестоко притесняли хищные соседи, Вогуличи и Вятичи. В 1447 г. святитель был вызван в Москву для соборного деяния против удельного князя Димитрия Шемяки, который восставал на великого князя. Не радостно было возвращение Питирима в Усть-Вым. В его отсутствие Асыка опустошил ближайшие к Печоре селения Зырянские. Питирим оказал Зырянам вспомоществование, раздав им все привезенные с собою из столицы дары. В том же году он снова был вызван в Москву для поставления митрополита Всероссийского. Великий князь, отпуская святителя, наделил его богатыми вкладами на церкви Зырянския и обитель Печорскую, основанную еще свт. Исаакием, вторым епископом Пермским, и уменьшил дань с жителей Пермских по случаю частого их разорения. Обозревая обширные пределы своей епархии, посещал Питирим и самые отдаленные ея части, Удору и Печору. Странствуя по дебрям, подобно первому епископу Стефану, терпел он всякого рода лишения, но презирал опасности и сумел обратить в христианскую веру Вогуличей, кочевавших по притокам Печоры. Однако это приобретение новых христиан стоило впоследствии жизни святому проповеднику. В 1455 г., 19-го августа, в день воскресный после литургии, святитель, последуемый клиром и народом, с иконами и хоругвями пришел на мыс, где было обширное поле, образуемое слиянием рек Выми и Вычегды, для всенародного молебна. В это время толпа Вогуличей устремилась с неистовством к месту молитвы и первою жертвою их стал праведный пастырь: сам Асыка умертвил его. Мученическая смерть святителя Питирима была жестоким ударом для всего Пермского края, и потому освященный Собор поспешил рукоположить в Пермь нового пастыря, благоговейного инока Иону. Между тем, в 1458 г., великий князь Василий послал для усмирения Вогуличей и Вятичей сильную Московскую рать, которая вместе с Устюжанами взяла много городов, обложила данями всю Вятку и навсегда покорила ее державе Московской. Свт. Иона обратил в христианство народы великой Перми, жившие по Вишере, Каме и Чусовой. Он окрестил одного Пермского князя, нарек его Михаилом и с его помощью просветил в 1463 г. всех Пермяков. Таким образом, проповедью святителя, приобрела была новая область для России. Посреди неутомимых трудов о благе Церкви, мирно окончил дни свои свт. Иона 6-го июня 1470 г. Положено было, говорит летописец, святое тело его на Усть-Выми, в своей епископии, в церкви Благовещения Пресв. Богородицы, по левую сторону от святителей Герасима и Питирима, Усть-Вымских чудотворцев, где и доныне все трое вкупе почивают. Они местно чтимы под именем Трех Святителей Усть-Вымских. Общая память сих угодников совершается 29-го января. Кроме того, с давнего времени чтится память их в дни кончины святителей.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–