link5655 link5656 link5657 link5658 link5659 link5660 link5661 link5662 link5663 link5664 link5665 link5666 link5667 link5668 link5669 link5670 link5671 link5672 link5673 link5674 link5675 link5676 link5677 link5678 link5679 link5680 link5681 link5682 link5683 link5684 link5685 link5686 link5687 link5688 link5689 link5690 link5691 link5692 link5693 link5694 link5695 link5696 link5697 link5698 link5699 link5700 link5701 link5702 link5703 link5704 link5705 link5706 link5707 link5708 link5709 link5710 link5711 link5712 link5713 link5714 link5715 link5716 link5717 link5718 link5719 link5720 link5721 link5722 link5723 link5724 link5725 link5726 link5727 link5728 link5729 link5730 link5731 link5732 link5733 link5734 link5735 link5736 link5737 link5738 link5739 link5740 link5741 link5742 link5743 link5744 link5745 link5746 link5747 link5748 link5749 link5750 link5751 link5752 link5753 link5754 link5755 link5756 link5757 link5758 link5759 link5760 link5761 link5762 link5763 link5764 link5765 link5766 link5767 link5768 link5769 link5770 link5771 link5772 link5773 link5774 link5775 link5776 link5777 link5778 link5779 link5780 link5781 link5782 link5783 link5784 link5785 link5786 link5787 link5788 link5789 link5790 link5791 link5792 link5793 link5794 link5795 link5796 link5797 link5798 link5799

Святые



Петр Московский, святитель

  
  

 
Житие

Петр, святитель, митрополит Киевский и всея России, был первым из митрополитов, живших в Москве. Происходил он родом из Волыни, пострижен был в 12-летнем возрасте, а в митрополиты поставлен патриархом Афанасием в 1308 г. из игуменов Ряжского, или Ратского, монастыря, им основанного. Святитель желал оставаться в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 г. Посетив Великого князя Иоанна Данииловича в Москве, тогда еще только возникающей, решил он переселиться к нему, и в 1325 году перенес митрополию из Владимира в Москву, тем самым споспешествуя расширению новой столицы. Святитель Петр управлял паствою 18-ть лет. Преставился он в 1326 г., декабря 21-го, мощи его почивают в Московском Успенском соборе. Перенесение их было в 1479 г., августа 24-го. Церковь совершает его память августа 24-го, октября 5-го и декабря 21-го. Он построил на реке Рате обитель во имя Спаса Нерукотворенного образа и там упражнялся в живописи. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. При посвящении Петра в сан митрополита духовенство Северной России благословило высокую его добродетель. Один Тверской епископ, сын князя Литовского Гердея, дерзнул злословить Петра, но был торжественно обличен в клевете на Соборе в Переславле-Залесском. Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться. Как достойный учитель веры христианской, свт. Петр склонял князей к миролюбию, заклинал несчастного Святослава Брянского не вступать в битву с Василием и старался прекратить вражду между князьями Тверским и Московским. Не имея средств избавить народ от ига, он желал, по крайней мере, оградить безопасностию Св. Церковь, храмы и дома служителей. Он ездил в Орду с Михаилом в 1313 году и выхлопотал так называемый ярлык, или грамоту льготную, в коей Узбек, следуя примеру бывших до него ханов, подтвердил важные права и выгоды Российского духовенства. По желанию и совету свт. Петра вел. кн. Иоанн Данилович (Калита) заложил в 1326 г., августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. "Если ты", — сказал святитель великому князю, — "успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших." Св. митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но Господу угодно было, чтобы церковь Успения была освящена после кончины святителя, в 1327 г., августа 4-го. Во время управления свт. Петра митрополиею, Гедемин, вел. кн. Литовский, завладел Русскими княжествами за Днепром, отторг от России Волынь, Подолию, Полесье и другие области. Вместе с ними отошли в Литовское владение и епархии сих княжеств. Гедемин, будучи, как и вся Литва, язычником, не препятствовал однако власти Всероссийских митрополитов над церквами подвластных ему областей. Дети князя Литовского были уже христиане, второй из них, Ольгерд, преемник престола, женат был на княжне Тверской, которая обратила его в Греко-Российскую веру. Митрополиты Всероссийские временно приезжали в Литву: осматривать свои епархии, но влияние их на Заднепровское духовенство при преемнике Петра, свт. Феогносте, ослабло.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–