link3480 link3481 link3482 link3483 link3484 link3485 link3486 link3487 link3488 link3489 link3490 link3491 link3492 link3493 link3494 link3495 link3496 link3497 link3498 link3499 link3500 link3501 link3502 link3503 link3504 link3505 link3506 link3507 link3508 link3509 link3510 link3511 link3512 link3513 link3514 link3515 link3516 link3517 link3518 link3519 link3520 link3521 link3522 link3523 link3524 link3525 link3526 link3527 link3528 link3529 link3530 link3531 link3532 link3533 link3534 link3535 link3536 link3537 link3538 link3539 link3540 link3541 link3542 link3543 link3544 link3545 link3546 link3547 link3548 link3549 link3550 link3551 link3552 link3553 link3554 link3555 link3556 link3557 link3558 link3559 link3560 link3561 link3562 link3563 link3564 link3565 link3566 link3567 link3568 link3569 link3570 link3571 link3572 link3573 link3574 link3575 link3576 link3577 link3578 link3579 link3580 link3581 link3582 link3583 link3584 link3585 link3586 link3587 link3588 link3589 link3590 link3591 link3592 link3593 link3594 link3595 link3596 link3597 link3598 link3599 link3600 link3601 link3602 link3603 link3604 link3605 link3606 link3607 link3608 link3609 link3610 link3611 link3612 link3613 link3614 link3615 link3616 link3617 link3618 link3619 link3620 link3621 link3622 link3623 link3624

Святые



Нифонт Печерский, святитель

  
  

 
Житие

Нифонт, епископ Новгородский, был уроженцем города Киева и пострижеником Печерского монастыря во времена игумена Тимофея. Нифонт был посвящен во епископа Новгородского в Киеве, 1-го января 1130 года. Первым подвигом сего святителя стало то, что он смиренным своим увещеванием прекратил начавшуюся было в 1135 г. брань между Киевлянами, Черниговцами и Новгородцами. В 1147 г. он не признал митрополитом Климента, избранного в сей сан без благословения патриарха. Осуждая за это епископов, как человекоугодников, он укорял Климента в нарушении правил церковных и называл его не пастырем, а волком. Ревностию к поддержанию прав патриарших Нифонт заслужил благоволение Николая IV, который, заступив чрез несколько месяцев место изгнанного Цареградского патриарха Косьмы II, написал к Нифонту одобрительную грамоту, в коей сравнивал его с первыми святыми отцами. Однако, вел. кн. Изяслав Мстиславич заточил Нифонта за непризнание Климента в Печерский монастырь, откуда освободил пленника кн. Георгий Владимирович, вступив на великокняжеский престол. Сей князь возвратил святителю и Новгородскую епархию. В 1156 г. Нифонт ездил в Киев на встречу митрополита Константина, посвященного в Константинополе, и там, после 13-дневной болезни, преставился в 1156 г., по Новгородской летописи — апреля 21-го, а по другим — апреля 15-го или 18-го. Память его совершается в Киево-Печерской Лавре 8-го апреля. Свт. Нифонт погребен был в Киеве, в Феодосиевых пещерах, потом, неизвестно когда, мощи его перенесены были в пещеры Антониевы. Сей знаменитый добродетелями муж, друг Святослава Олеговича, имел завистников и не избежал клеветы, но современные летописцы опровергают нелепые выдумки врагов его. Новгородский летописец, хваля добродетели Нифонтовы, говорит: "мы только за грехи свои лишились сладостного утешения видеть здесь гроб его". В Воскресенском летописце свт. Нифонт назван славным именем поборника всей Русской земли. Сей святитель украшал и строил храмы. В 1156 г. Нифонт соорудил близ Пскова церковь Преображения Господня и устроил при ней обитель между двух рек, Великой и Мирожи, от которой и самая обитель приняла название Спасо-Мирожской. Там и поныне показывают чашу его (Нифонтову), вырезанную из корня древесного и оправленную серебром. В Новгороде построил он церковь Божией Матери, украсил Софийский собор и покрыл его оловом. Свт. Нифонт написал жития некоторых Киево-Печерских святых и, по мнению Татищева, продолжил Несторову летопись после Сильвестра, с 1116 до 1157 г. В Герберштейновых записках о России напечатан Латинский перевод ответов Нифонта на многие казуистические вопросы, от некоего Кирилла (или Кирика) ему предложенные. В Московской же Патриаршей библиотеке, при харатейном списке Кормчей Книги XIII века, находится переписанный и Славянский подлинник сих ответов под заглавием: "Вопрошание Кириково, еже вопросиша епископа Новугородского Нифонта и иных".


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–