Святые



Нестор Летописец, преподобный

  
  

 
Житие

Нестор, преподобный, летописец, монах Киево-Печерского монастыря. Где и когда родился он, неизвестно. Татищев почитает отечеством его Бело озеро. Семнадцати лет пришел он к прп. Феодосию, как сам пишет о себе в летописи своей, и пострижен был в монахи в Киево-Печерском монастыре Стефаном, игуменом Печерским, а потом посвящен в диакона. Прп. Феодосий преставился в 1074 г., следовательно, Нестор родился около половины XI века. Нестор повествует о себе, что ему и другому иноку поручено было откопать гроб прп. Феодосия, когда братия Печерского монастыря решались перенести св. мощи сего угодника на другое, более приличнейшее место. Вот и все, что известно из Несторовой жизни. В Патерике же Печерском сказано о нем только, что "он поживе лета довольна, труждаяся в делех летописания, и лета вечная поминая, и тако добре угоди Творцу, к нему же по летех временных довольных преставися на вечность и положен есть в пещере". Мощи Нестора почивают в раке, окованной серебром, в пещерах Антониевых. Память его чтится октября 27-го. Историограф Миллер полагает, что прп. Нестор жил 59-ть, а Шлецер, что 60-т. Миллер говорит, что Нестор, прожив 49-ть лет в монастыре, начал писать свое повествование с 1113 года и продолжал оное до конца своей жизни, т.е. до 1115 г. Татищев же полагает, что до 1093 г. В древнейших списках летописей после 1110 г. находится следующая вставка: "Се аз Сильвестр, игумен св. Михаила, написах книги сия" и проч. Из этого заключили, что первый продолжатель Несторовой летописи был Сильвестр. Карамзин доказывает, что "написах" значит "списал", и что сделанный Сильвестром список распространился по Руси и дошел до нас, но первым продолжателем Несторовой летописи был некто Василий, живший в конце XI столетия в Червенской, или Волынской области. Описание части происшествий 1096 года Карамзин приписывает Василию, но думает, что Нестор писал однако ж до 1111 г. и что повествования Василия и Нестора впоследствии соединены были вместе. Полевой говорит, что Нестор писал только до 1093 года, с сего же времени начинается труд Василия и продолжается до 1110 г., и что Сильвестр списал летопись Нестора и продолжение Василия не ранее 1113 г. и, кажется, вносил потом в этот список свои заметки до самой своей кончины, ибо с 1124 г. опять идут сведения подробные. Здесь следы дальнейших продолжателей совершенно теряются, и летописи начинают разниться по различным спискам. Подлинник Несторовой летописи и его продолжателей время истребило, но сохранились многие списки, из коих древнейшие суть харатейные XIV и XV века. Первый из них — Лаврентьевский. Он писан был на пергаменте в 1377г. монахом Лаврентием для великого князя Димитрия Константиновича Суздальского и доведен до 1303 г. Список сей называется Пушкинским, ибо принадлежал графу А.И.Мусину-Пушкину, а затем хранился в Императорской Публичной Библиотеке. Второй список Нестора — список Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он сгорел в Москве в 1812 г. Другие списки суть Ипатьевский, Хлебниковский, Радзивиловский, Воскресенский, Львовский и Архивский. Первые печатные списки Нестора были:
1. Радзивиловский, названный Кенигсбергским, потому что он был подарен князем Радзивилом Кенигсбергской библиотеке (С.-Петербург, 1767 г.),
2. Николаевский, в 8-ми томах (С.-Петербург, 1767-1792 гг.),
3. Новгородский Первый (Москва, 1781 г.),
4.Новгородский Вторый (С.-Петербург, 1786 г.),
5.Безъименный (Москва, 1784 г.),
6.Софийский (С.-Петербург, 1796).
Историческое Общество в Москве начало издавать Лаврентьевский список, но не окончило. Другое начало этого издания сделано в Санкт-Петербурге. Важнейшее издание Несторовой летописи есть "Шлецеров сличенный Нестор", над собранием которого Шлецер трудился 40 лет. Кроме летописи Нестору приписывают написание житий преподобных Печерских, помещенные в 1-й части Патерика Печерского. Подлинник сих жизнеописаний утратился, сохранилось лишь выбранное из них достопамятнейшее, следовательно, не в том уже виде, как оные были сочинены. По мнению некоторых, Нестор не писал особого Патерика, ибо он не оставил по себе никакого другого памятника, кроме летописи, названной им самим Повестями Временных Лет. Жизнеописания же, приписываемые ему, есть ни что иное, как извлечения из его летописи, умноженные и распространенные. Прп. Нестор знал Греческий язык, он выписывал и переводил целые страницы из Византийских историков, и в начале своей летописи подражал им. Источники его сказаний нам неизвестны, многое узнал он, как сам объявляет, от товарища своего, монаха Яна Вышатича, жившего 90 лет и умершего в 1106 г., родившегося, следовательно, в 1016 г., спустя год после смерти вел. кн. Владимира. Многому сам Нестор был современником, к тому же, историю своего народа он ведет только через 250 лет с небольшим, и потому мог знать весьма достоверные предания. Летосчисление у него вначале сбивчиво, с пропусками многих лет. Быть может, это произошло от ошибок и упущений переписчиков. С 879 г. Нестор описывает все уже пространнее и точнее.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–