Святые



Михаил Киевский, святитель

  
  

 
Житие

Михаил, святитель, митрополит Киевский, был родом из Сирии. В 988 г., во время крещения вел. кн. Владимира, он был прислан к нему в Корсунь патриархом Цареградским, Николаем Хрисовергом. Из Корсуни прибыл митрополит в Киев вместе с великим князем. Свт. Михаил был ревностный распространитель христианства. Обходя обширные страны, он насаждал семена веры Христовой. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царьграда монахам — основание монастыря Киево-Межигорского. Свт. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов, ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, "прилепленный" к древним суевериям, не без скорби смотрел на сокрушение своих идолов. Когда же верховный бог их, Перун, брошен был в Днепр, толпа, бежавшая за своим идолом, кричала вслед: "Перуне, выдыбай!" (т.е. выплывай). Истукан, стремлением воды несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих, пристал к берегу в том самом месте, где после (в XI столетии) построен был монастырь, называемый Вдубицким. Свт. Михаил скончался в Киеве. Мощи его почивают в великой соборной Печерской церкви открыто. В надписи при раке его на решетке изображено, что святитель сей преставился в лето 992-е, погребен в Десятинной церкви, что при Печерском игумене Феоктисте мощи его перенесены в Антониеву пещеру, а по преставлении архимандрита Романа Копы и по именному указу от июля 23-го 1730 г., перенесены октября 1-го дня того же года в великую церковь (Печерскую). Когда свт. Михаил причислен был к лику свв. угодников, неизвестно. Полагать надобно, что с самого момента перенесения мощей его в пещеры, ибо в списке преподобных Антониевой пещеры значится он и у Кальнофойского (1638 г.). В книге Акафистов и Канонов, напечатанной в Печерской типографии в 1677 г., в 9-й песни, в 1-м стихе "Правила Преподобным Печерским" поставлено имя его, как и доныне печатается в сем каноне. Однако, в общих месяцесловах имени его не было, как и прочих преподобных Печерских. Только указами Священного Синода от 1762 г., июня 15-го, от 1775 г., мая 18-го и указом от 1784 г. октября 31-го дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею. Указом же от 6-го августа 1795 г. повелено было сочинить и обстоятельное жизнеописание свт. Михаила для помещения в Четьих Минеях. Церковь совершает память его 30-го сентября. Свт. Михаил почитается первым Киевским митрополитом. Некоторые летописи называют его вторым, а первым Грека Леонтия (или Леона), в Новгородском же Летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта (1037 г.). До XIII века митрополиты жили постоянно в Киеве. Опустошение этого города заставило перенести престол митрополии во Владимир на Клязьму, а потом, в начале XIV века, в Москву, где и правили они Российскою Церковию до установления патриаршества в 1589 г. Митрополиты Всероссийские именовались сначала Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселении во Владимир и Москву. Только с 1461 года, по смерти свт. Ионы, владыки, жившие в Москве, начали писаться Московскими и всея России. После установления патриаршества Киевские митрополиты, по причислении их к Российской иерархии, занимали первое место после патриархов.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–