link19720 link19721 link19722 link19723 link19724 link19725 link19726 link19727 link19728 link19729 link19730 link19731 link19732 link19733 link19734 link19735 link19736 link19737 link19738 link19739 link19740 link19741 link19742 link19743 link19744 link19745 link19746 link19747 link19748 link19749 link19750 link19751 link19752 link19753 link19754 link19755 link19756 link19757 link19758 link19759 link19760 link19761 link19762 link19763 link19764 link19765 link19766 link19767 link19768 link19769 link19770 link19771 link19772 link19773 link19774 link19775 link19776 link19777 link19778 link19779 link19780 link19781 link19782 link19783 link19784 link19785 link19786 link19787 link19788 link19789 link19790 link19791 link19792 link19793 link19794 link19795 link19796 link19797 link19798 link19799 link19800 link19801 link19802 link19803 link19804 link19805 link19806 link19807 link19808 link19809 link19810 link19811 link19812 link19813 link19814 link19815 link19816 link19817 link19818 link19819 link19820 link19821 link19822 link19823 link19824 link19825 link19826 link19827 link19828 link19829 link19830 link19831 link19832 link19833 link19834 link19835 link19836 link19837 link19838 link19839 link19840 link19841 link19842 link19843 link19844 link19845 link19846 link19847 link19848 link19849 link19850 link19851 link19852 link19853 link19854 link19855 link19856 link19857 link19858 link19859 link19860 link19861 link19862 link19863 link19864

Святые



Митрофан Воронежский, святитель

  
Другое имя:  Макарий
  

 
Житие

Митрофан, святитель, первый епископ Воронежский, родился в 1623 г., преставился в 1703 г., ноября 23-го, приняв незадолго перед кончиною схиму с именем Макария. В духовном завещании своем, хранящемся в Патриаршей Ризнице в Москве, святитель сам говорит о себе, что имел родителей благочестивых, и воспитан был в чистоте православной веры. Более о родителях его ничего не известно. Будучи сорока лет от роду, избрал Митрофан пребыванием своим общежительную пустынь Золотниковскую, что неподалеку от Суздаля, где и постригся в монахи. Спустя некоторое время, по просьбе братии Яхромского Козмина монастыря, он переведен был в эту обитель игуменом и управлял ею десять лет. После того перемещен он был также игуменом в Макарьев Желтоводский монастырь на реку Унжу. В 1682 г., когда царь Феодор Алексеевич, оберегая мир Церкви Русской от потрясений расколов, велел умножить число епархий, игумен Митрофан первым посвящен был во епископа на открывшуюся тогда Воронежскую кафедру. До прибытия к своей пастве, он присутствовал при венчании на царство государей Иоанна и Петра Алексеевичей, совершившемся того же года июня 25-го дня, и при сем торжестве поднес патриарху на золотом блюде венец царя Петра. Преосвященный Митрофан присутствовал также и на Соборе, бывшем в Грановитой Палате для обличения раскольников. Епархиею Воронежскою управлял он 21 год. Свт. Митрофан много уделял из доходов архиерейского дома на пользу общую, и сими пожертвованиями, а также увещаниями и настояниями много способствовал сооружению в Воронеже первого русского флота, который принимал затем участие при взятии крепости Азов. Петр I, признательный к усердию архипастыря, оказывал ему явное уважение. Узнав о кончине святителя, государь поспешно прибыл в Воронеж к погребению, и вместе с сановниками нес на раменах (плечах) своих гроб Митрофана до самой могилы. Тело святителя было первоначально положено при старом Благовещенском соборе, в придельном храме Архангела Михаила. Когда в 1718 году началось построение нового собора, гроб поставлен был под соборною колокольнею, а по совершенном окончании здания, в 1735 году, тело Митрофана снова было перенесено в кафедральную церковь, где находится доныне. При перенесении гроба сего святителя, как в первый раз, так и во второй, тело его пребывало нетленным. Воспоминания о высоких добродетелях Митрофана и умилительные прошения, которые в завещании своем обратил он к пастве о приношении за него молитв, были причиною, по которой многие из благочестивых жителей того края имели обыкновение часто служить о упокоении души его панихиды. Наконец, были оглашены чудесные исцеления, получаемые при гробе святителя Воронежского. По исследовании всех показаний, освидетельствованы были в 1832 г., апреля 18-го и 19-го, нетленные Митрофановы мощи, и тогда же, августа 7-го, последовало их торжественное открытие в присутствии члена Правительствующего Синода, Тверского архиепископа Григория. Память святителя Митрофана повелено было праздновать ежегодно, ноября 23-го. Подробные обстоятельства жизни сего угодника мало известны, но бескорыстие, трудолюбие, строгое воздержание, ревность к вере, кротость, любовь к отечеству и преданность престолу были отличительными качествами добродетельного Митрофана. После кончины своего святителя Воронежская епархия имела владыкою своею архиепископа. С 1714 г. управлял оною уже митрополит. В 1723 г. были снова епископы. Святитель Митрофан имел титул епископа Воронежского, но после взятия Азова в 1696 г., велено было ему писаться Воронежским и Азовским. В 1700 г. назначен был в Азов особый епископ, и святитель по прежнему именовался только Воронежским. Преемники его до 1795 г. писались Воронежскими и Елецкими, с 1795 г. писались Воронежскими и Черкасскими. Ныне именуются они Воронежскими и Задонскими.
Писатели Голиков, Щекатов и другие, упоминая о первом епископе Воронежском, рассказывают, что Петр I, приехав однажды в Воронеж, желал по какому-то делу объясниться с преосвященным и приказал позвать его в небольшой дворец свой, построенный на одном из островов реки Воронежа. Перед воротами и во дворе этого дворца поставлены были статуи языческих богов, в числе коих стояла и Венера. Святитель, увидев сии изображения, не входя в ворота, возвратился домой. Донесли о том государю. Петр вторично послал за епископом, но пастырь отвечал, что пока царь не прикажет снять идолов, соблазняющих народ, он не сможет взойти во дворец его. Петр I велел напомнить ему, что ослушники царя подвергаются смертной казни. "В жизни моей царь властен", — сказал посланному святитель, — "но неприлично православному государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца". Итак, Митрофан просил передать, что он охотнее примет смерть, нежели присутствием своим почтит кумиры. Монарх, любя и почитая сего пастыря, перенес терпеливо эту укоризну. Между тем, Митрофан, полагая казнь свою неизбежною, начал приуготовляться к смерти. Желая отслужить всенощное бдение, он приказал благовестить (звонить в самый большой колокол). Услышав церковный звон, государь спросил: "Какой завтра праздник?" Узнав же, что нет никакого праздника, он велел спросить у самого архиерея о причине благовеста. Ответ, что епископ готовится к смерти за ослушание царю, столь же удивил, сколь и развеселил государя. Он тотчас приказал снять статуи и послал звать к себе благочестивого пастыря. Святитель поблагодарил его не столько за пощаду жизни, сколько за ниспровержение соблазнительных истуканов.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–