Святые



Лукиан Александровский, преподобный

  
Другое имя:  Дионисий
Ф.И.О.:  Иларион Дмитриевич
  

 
Житие

Лукиан, преподобный, иеросхимонах, родился в городе Галиче и при крещении был назван Илларионом. Отец его, Димитрий, по данному им обету посвятить себя иноческой жизни, удалился с юным сыном своим в Брынской бор. Избрав там место, водрузил он крест и построил себе хижину, после чего вскоре принял постриг с именем Дионисия. Спустя некоторое время, начали к нему собираться братия, и все приступили к устройству новой обители, но довершили ее и соорудили в ней церковь Живоначальныя Троицы уже по смерти Дионисия. Илларион, обученный с юных лет отцем своим грамоте и Священному Писанию, пожелал обрести опытного наставника для подвигов иноческих. Он пришел сперва в обитель свв. отцев Афанасия и Кирилла Александрийских, что на реке Мологе, в 40-ка верстах от города Галича, а оттуда перешел в обитель Покрова Богоматери, что близ Углича, на самой Волге, устроенную прп. Паисием. Потом остановился он в слободе Александровской (в пределах Переславля-Залесского). От поселян слободы, Симеона и Марка, узнал он, что за 30-ть верст от Переславля есть пустынь, в которой издавна стоит церковь Рождества Богородицы, а в ней находится чудотворная икона Божией Матери, сама же церковь запустела от нашествия Литвы. Илларион удалился туда на жительство и поставил себе келью близ церкви. Вскоре пришли к нему на сожительство знакомые ему благочестивые поселяне, Симеон и Марк, с ними же поселился (в 1640 г.) и иеромонах Феодосий, пришедший в пустынь, по Божественному внушению, из монастырей Вологодских. Общими силами храм Рождества Богоматери был возобновлен, а Илларион пострижен Феодосием с именем Лукиана. Когда пришел к ним еще один инок из Николаевской обители города Переяславля, Филимон, тогда начали помышлять о сооружении новой церкви вместо ветхой. Все было уже приготовлено, чтобы приступить к делу, и лес привезен был для строительства, и благословенная грамота получена была от патриарха Иоасафа на сооружение обители, как вдруг окрестные жители начали изгонять Лукиана из сего пустынного места. Виновником этого был архимандрит Рождественского монастыря Иосиф, который, имея под своим началом монастырь Симеоновский, близ слободы Александровской, позавидовал успехам Лукиана. Феодосий удалился в Вологду, а на Лукиана наложили оковы и отвезли в Москву к патриарху, перед которым оклеветали его в нечистой жизни. Он был заключен в Чудове монастыре и определен на черную работу. Несколько лет спустя пришел инок Тихон из обители Архангельской Всемилостивого Спаса испросить у патриарха опытного инока в начальники обители. Архимандрит Чудова монастыря Кирилл указал на заключенного Лукиана. Патриарх призвал его и изумился духовной мудрости во всех его ответах. Он посвятил Лукиана во пресвитера и послал его настоятелем в Архангельский монастырь. Но и там ожидали его многия скорби. Тот же Тихон, который испросил Лукиана, старался, зависти ради, изгнать его. Воздав благословение братии, с миром удалился Лукиан из Архангельской обители и возвратился опять к уединенной жизни при церкви Рождества Богоматери. Но и на сей раз, окруженный людьми злобными, удалился поневоле из своего уединения и пришел в Чудов монастырь. Слышавшие от Лукиана о чудесах иконы в пустыне Переяславской пожелали обустроить пустынное место, и один из истопников царских, Александр Барков, испросил у государя и патриарха преподобному Лукиану разрешение построить там новую церковь и священнодействовать в ней. В 1650 г. вторично дана была благословенная грамота на устроение обители, и несколько благочестивых людей из гостиной сотни пошли вместе с преподобным поселиться в его пустыню, обещаясь на свое иждивение построить храм. Это уже было третие начинание святой обители во имя Рождества Богородицы и на сей раз оно совершилось. Вскоре пришли к преподобному купеческие люди слободы Александровской и просили поставить обитель для иноков при опустевшей церкви Богоматери. Давши согласие удовлетворить их желание, он испросил у патриарха Никона разрешение на освящение храма и на устройство женской Александровской Успенской обители. Немного времени спустя, устроена была преподобным и эта обитель. Достигнув преклонных лет, преставился Лукиан в 1655 г., 8-го сентября, и погребен был в устроенной им мужеской обители Лукиановской пустыни. Прп. Лукиан имел не только умилительный дар слова, но и дар прозорливости, которым проникал в будущее. Таким образом, за два или за три года вперед предсказал он о страшном моровом поветрии, которое должно было посетить землю Русскую, и часто со слезами говорил народу: "правоверные, покайтесь, ибо грядет гнев Божий великий и язву смертоносную пошлет Господь".
[По данным "Х", т. 3., преставился 1654 г. Дни празднования: 23-го июня (Влад.), во 2-ю неделю по Пятидес.]


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–