Святые



Киприан Московский, святитель

  
  

 
Житие

Киприан, святитель, митрополит Киевский и всея России, был родом Серб. Еще задолго до Киприана Всероссийская митрополия разделена была на две, и выбирались независимо от митрополитов, живших в Москве, владыки, пребывавшие в Киеве и Литве. В 1376 г. патриарх Филофей собственноручно поставил Киприана, ученого Сербина, в митрополиты для России, но вел. кн. Димитрий Иоаннович, негодуя на то, объявил, что церковь Российская, пока жив свт. Алексий, не может иметь иного пастыря. Не принятый Россиянами, Киприан жил в Киеве и повелевал Литовским духовенством. Между тем, великий князь Московский, по кончине свт. Алексия, готовил на престол митрополии любимца своего, Митяя, но смерть сего наперсника и самовольное избрание боярами в митрополиты Пимена, заставили великого князя сослать Пимена в заточение и пригласить Киприана в Москву (в 1380 г.). Киприан встречен был в 1381 г. с колокольным звоном и со всеми знаками искреннего удовольствия. С этого времени мирно управлял он Церковью до нашествия Тохтамышева. В 1382 г. Тохтамыш взял Серпухов и пошел прямо на Москву, где господствовало безначалие: народ не слушался ни бояр, ни митрополита, и при звуке колоколов стекался на вече — решать судьбу свою большинством голосов. Одни хотели умереть в осаде, а другие спасаться бегством. Свт. Киприан выехал из столицы в Тверь. Народ, лишенный своего князя и митрополита, долго защищался под предводительством Литовского князя Остея. Но Тохтамыш обманом завладел Москвою, предал ее мечу и пламени и пошел было далее, но передовой отряд его был разбит князем Владимиром Андреевичем. Это поражение заставило хана оставить Москву. Князь Димитрий Иоаннович возвратился в столицу и послал за Киприаном бояр своих в Тверь, но объявил его, как беглеца, недостойным управлять Церковью. Он мог досадовать на Киприана и за дружескую связь его с Михаилом Александровичем Тверским, который не хотел участвовать, вопреки заключенному в 1375 г. договору, в славе и в бедствии Московского княжества. Изгнанник Пимен был вызван из заточения и возведен в митрополиты, а Киприан уехал в Киев (в 1383 г.), где княжил тогда Ольгердов сын, Владимир. Великий князь Московский простил Пимена единственно из-за досады на Киприана, но не мог к нему иметь уважения. Желая дать Церкви другого достойного пастыря, он обратил внимание на Дионисия и велел ему ехать в Константинополь для рукоположения, будучи уверен в согласии патриарха. Воля Димитрия исполнилась, но Владимир Ольгердович, князь Киевский, остановил нового митрополита на обратном пути из Греции в Москву, объявив, что Киприан есть глава всей Российской церкви. Дионисий умер под стражею. Таким образом, великий князь два раза не имел успеха в избрании митрополита и, как бы обезоруженный неблагоприятностию судьбы, хотел, по крайней мере, чтобы Киев и Москва имели одного пастыря духовного. Тогда начался суд между Пименом и Киприаном в Царьграде. Прошло около трех лет, но дело так ничем и не решилось. Киприан остался митрополитом Киевским, а Пимен возвратился в Москву. Через год он опять уехал (в 1389 г.) в Грецию, тайно от великого князя, расположенного к нему весьма немилостиво, и дорогою умер в Халкидоне (в 1390 г.). Кончина Пимена соединила обе митрополии, и Киприан беспрепятственно заступил его место, совершив для сего поездку в Царьград. Он прибыл в Москву, сопровождаемый Греческими митрополитами, и был ласково принят вел. кн. Василием Димитриевичем. Устроившись в Москве, Киприан отправился в 1392 г. в Новгород. Знаменитейшие чиновники от имени города подарили ему несколько дворов, две недели гостил митрополит у тамошнего архиепископа Иоанна, но дружелюбие поколебалось, когда он объявил гражданам, чтобы они, следуя древним обычаям, относились к нему в делах судебных. Посадник, тысячский и все единогласно отвечали: мы клялись, что не будем зависеть от суда митрополитов! Киприан оставил непослушных и возвратился в Москву. Вел. кн. Василий Димитриевич вступился за права митрополита, а отказ Новгородцев был принят за объявление войны. Однако, вспыхнувшая было брань не продолжилась: Новгородцы смиренно извинились перед князем Московским и прислали судную грамоту Киприану. Между тем, России угрожала новая буря. Тамерлан опустошал южные области и приближался (в 1395 г.) к Москве, разорив многие города. Но, устрашенный чудесным видением во сне, повернул от Москвы на юг. Россияне не могли приписать сие ни чему иному, как перенесению чудотворного образа Божией Матери из Владимира в Москву, ибо отступление Татар случилось в тот же самый час, когда образ сей встречен был митрополитом на Кучковом поле. Великий князь соорудил на том месте каменный храм (ныне монастырь Сретенский). Церковь Российская в память векам празднует 26-го августа сретение чудотворной Владимирской иконы. В том же 1395 году Киприан вынужден был вторично ехать в Новгород уговаривать Новгородцев, которые снова не хотели зависеть в судных делах от митрополита. Попытка святителя в этот раз была неудачною, впрочем, смягченный ласками и дарами жителей, он выехал мирно, благословил народ и архиепископа. В это время вел. кн. Литовский Витовт вознамерился отторгнуть от России древнее ея достояние. В Смоленске, в 1396 г., съехались великие князья Московский и Литовский — определять границы своих владений. С ними был и Киприан, ходатайствуя в пользу Церкви. Князь Витовт, дав слово не притеснять веры Греческой, оставил Киприана главою духовенства в подвластной ему России, и митрополит, уехав в Киев, жил там 18 месяцев. Возвратясь в Москву, Киприан проводил жизнь в уединении вне столицы, в селе Голенищеве. Часто удалялся он для уединенного моления в пустынь, отстоящую от города Гороховца на 62 версты. Там, на берегу озера, построил святитель церковь Спасителя, и тем положил основание монастырю, известному под именем Святоезерского, ныне упраздненного. Киприан, уважаемый великим князем и народом, преставился в маститой старости, в 1406 г., сентября 16-го. Мощи его, обретенные в 1472 г., мая 27-го, почивают в Москве, в Успенском соборе. Память святителя Киприана чтится мая 27-го и сентября 16-го. Святитель имел теплое усердие к вере и нравственную непорочность, строго судил неправды епископов и справедливо лишил сана епископа Тверского Евфимия, Вислена Туровского, архиепископа Новгородского Иоанна и других. Киприан сумел сохранить под своим начальством епархии южной России, несмотря на распри, обуревавшие Церковь, ибо кроме упомянутых супротивных ему митрополитов, Пимена и Дионисия, было еще два, Геронтий и Зосима, оба они мало известны. Киприан славился не только благочестием, но и дарованиями разума. Уважаемый Константинопольским духовенством, он был призван на собор, чтобы свергнуть беззаконного патриарха Макария. Как ревностный учитель веры, Киприан обратил в христианство трех знаменитых вельмож ханских, Бахтыя, Хидыря и Мамата, выехавших из орды в Москву. Обряд крещения совершался на Москве реке при стечении многочисленного народа. Свт. Киприан был первым восстановителем упадшего в России просвещения. Он привез в Россию великое число славянских переводов разных церковных книг, сохранившихся у Задунайских славянских поколений, отчего некоторые Сербские слова вошли в язык Русский. Почти все важнейшие рукописи оных, до нас дошедшие, принадлежат веку Киприана. В поместье своем, Голенищеве, занимался он сочинением и переводом книг духовных, собиранием узаконений и судных дел Русских. Из сочинений его помещены в Степенной книге "Житие Петра митрополита" и "Слово Прощальное", которое он написал за четыре дня до кончины своей и завещал прочесть при погребении своем. Некоторые приписывают ему и самые Степенные книги, но для этого нет положительных доказательств.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–