|
Иринарх Ростовский, преподобный
|
Ф.И.О.: Илия |
|
|
Житие
Иринарх, преподобный, затворник Борисоглебского монастыря (основанного в 1363 г. близ Ростова, при реке Устье, пустынниками Феодором и Павлом, по благословению прп. Сергия Радонежского), был из земледельцев Ростовской области, деревни Кандаково, и в миру назывался Илиею. Во время бывшего в той стране голода он жил два года в Нижнем Новгороде, но, потеряв отца, переселился с братом и матерью в Ростов, где занялся торгом. Достигнув 30-ти лет, Иринарх отказался от мира и постригся в упомянутом Борисоглебском монастыре. Оттуда перешел он в обитель св. Лазаря, в Ростов, но чрез три года возвратился снова в монастырь Борисоглебский. Там провел он 38-мь лет в затворе и окончил дни свои на 69-м году жизни, в 1616 г., января 13-го. Погребен был преподобный в Борисоглебском монастыре, в ископанной им самим могиле. Память его местно чтится 13-го января. Житие прп. Иринарха написано учеником его, иноком Александром. Иринарх предсказал царю Василию Шуйскому бедствие России и нашествие Литовцев. Пророчество его скоро сбылось. Подходили Литовцы и к Борисоглебскому монастырю, но пощадили обитель из уважения к ее угоднику. Князь Димитрий Пожарский, готовясь идти на помощь Москве, посетил прп. Иринарха. Святый затворник дал князю свой крест и благословение. Пожарский, совершив предстоявший ему подвиг, возвратил Иринарху крест и, в знак искренней признательности старцу, освободил своею грамотою Борисоглебский монастырь от заготовки припасов для войска, собираемого тогда по случаю войны.
Сохранилось устное предание (и отчасти — письменное) в обители Борисоглебской о ее строителях, Феодоре и Павле, память которых чтится там 22-го октября. Из области Великого Новгорода пришел некий инок Феодор водвориться здесь, в Черном лесу, на пути из Вологды к Ростову, и чрез некоторое время пришел к нему брат его, по имени Павел. Когда прп. Сергий Радонежский приходил в Ростов для поклонения святыне, тогда пришли туда и пустынники Феодор и Павел — просить князя и епископа о дозволении соорудить церковь в их пустыни. Преподобного Сергия же они умолили осмотреть место и благословить оное. Прп. Сергий, обходя пустыню, избрал им место на реке Устье и сказал: "Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие". Ободренные сими словами, а в последствии и видением свв. Бориса и Глеба, приступили пустынники к устройству монастыря Борисоглебского. Мало-помалу начали приходить в пустыню братия и мирские люди, и когда умножилось братство, Феодор по просьбе братии принял игуменство. Он соорудил сперва теплую церковь во имя Благовещения и другую, во имя Страстотерпцев Бориса и Глеба. Думал он устроить и обитель близ Кубенского озера, на урочище Святая Лука, но не допустили до того окрестные жители Чудского племени. Не успев в этом предприятии, Феодор не оставлял своего благого намерения. Он обрел в пределах Белоезерских, на устье реки Ковжи, место для обители, бывшее во владении князя Андрея Димитриевича, сына Донского, и упросил его даровать ему участок земли для сооружения церкви во имя святителя Николая Чудотворца и для устройства при ней обители. Благочестивый князь не только дал место, но и пожаловал Феодору грамоту на починки Белоезерские и рыбную ловлю. Устроив обитель Никольскую, Феодор избрал из среды братии настоятеля, управление Борисоглебской обителью передал Павлу, и окончил дни на покое от трудов своих, 22-го октября. Игумен Павел еще многие годы подвизался, управляя обоими монастырями. Почив в мире, он оставил по себе благую память, которая и поныне свято чтится в Борисоглебской обители.
Память 13 января.
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|