Храмы Литвы (II)
В городе Kaунас, небольшому белоснежному Воскресенскому храму 1862 года. на православном на кладбище, на некоторое время было суждено стать кафедральным собором, т.к. собор свв. Петра и Павла, расположенный в центре города, как собственность военного гарнизона Российской Империи, после Первой мировой войны у православных изъяли. Этим и ограничились, храм не разрушили, посчитав его архитектурной достопримечательностью города только русские надписи с фасада удалили. На расширение Воскресенского храма, предвоенное nравительство Литовской Республики выделело ссуду, но в епархии решено было начать строительство нового городского Kафедрального собора Благовещенья Пресвятой Богородицы . Закладку храма провели в 1932 году и в новопостроеном соборе, уже через пять лет впервые варили миро. В 1936 году в связи с 25-летним архипастырким служением президент Литовской Республики Антанас Сметона, наградил Литовского Митрополита Елеферия орденом Великого князя Гедиминаса 1 степени. Прихожане старшего возраста помнят, что многолетним настоятелем двух Каунаских кафедральных соборов с 1920 до 1954 год, на чьи плечи легла нагрузка обустроиства, был протоиерей Евстафий Калисский, до 1918 года бывший благочинный пограничной дивизии Российской Императорской армии. В Каунаском Kафедральный соборе Благовещенья Пресвятой Богородицы находится чудотворная Сурдегская икона Божией Матери, явленная 1530 году, и список Пожайской иконы Божьей Матери, написанный в 1897 году. Со временем собор вновь оказался в центре.
В этом городе, в районе Ботанического парка, на левом берегу реки, вблизи той горы на которой, как гласит предание, стоял Наполеон во время перехода войск через Неман, на улице Баркуну сооружена в 1891 году .иждивением высшего военного начальства Ковенской крепостной артиллерии и пожертвованиями воинских чинов, каменная белоснежная церковь, во имя Св. Сергия Радонежского... Главный купол был небесного цвета, а купол алтаря был сплошь покрыт золотой сеткой по которой, миллионами лучей, разбрасывался вечерний свет. .(4) Уцелевший после двух мировых войн, но потерявший в окопах своих прихожан, этот храм стоит всеми забытый, заброшенный и оскверненный .
Рядом с Ботаническим парком расположена и элегантная, небольшая гостиница принадлежащая легендарному литовскому баскетболисту Арвидасу Сабонису и его жене Ингриде.
Доживает свой век, в бывшей временной столице, в забвении и церковь 3-го драгунского Новороссийского полка, в память Преображения Господня 1904 года. Эта походная церковь существовала с 1803 года и сопутствовала полку в походах Отечественной войны 1812 года и в Русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. Но, на свою беду оказалась в расположении територии полка советской воинской части. Две мировые войны не справились с этим солдатским храмом из красного кирпича, но .родства не помнящими., он был привращен в ремонтную мастерскую и о том, что это дом Божий, теперь напоминают только декоративные рельефные кресты, из кирпичной кладки на стенах, и очертания иконы на фасаде под крышей. Левой стены не существует . это сплошной проем дла ангарных ворот, пол пропитан мазутом в перемежку с слоем мусора, а уцелевшие стены и потолок внутри здания черны от копоти.
Каунасцы помнят, что в ограде Пожайского монастыря, на берегу рукотворного озера -.Каунаского моря., похоронен русский скрипач, композитор и дирижер . князь, генерал-майор, флигель-адьютант императора Николая I — Алексей Федорович Львов (1798-1870), автор музыки первого российского национального гимна . "Боже, царя храни!" (.Молитва русского народа.), умерший в Kовенском родовом имение Романь.
Столица Литвы — Вильнюс славна четырнадцатью православными церквами и двумя часовнями, главная из них — соборная церковь Вильнюсского монастыря в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Все дороги православных жителей и гостей столицы ведут к ней. В старой части города храм виден отовсюду и как утверждают историки, первый сохранившийся документ, в котором говорится о Свято-Духовом монастыре, датируется 1605 годом. Но еще в 1374 году Костантинопольский патриарх Филофей Коккин(. 1379), канонизировал пострадавших за православную веру Антония, Иоанна и Евстафия, при правлении Великого князя Литовского Альгирдаса (Ольгерда)(1345-1377). В 1814 году в подземном склепе, были обретены их нетленные мощи, и теперь там оборудована уютная пещерная церковь во имя святых Виленских мучеников. Одним из первых высокопоставленных лиц, посетивших монастырь, был император Александр I, выделевший субсидию на ремонт зданий(14). В Вильно 25 декабря 1812 года, после изгнания Наполеоновских войск из пределов России, этим императором был подписан высочайший манифест о построении в Москве в честь этого события, храма Христа Спасителя .
Местная паства горда тем, что с 22 декабря 1913 года, архиепископом Литовским и Виленским назначен Тихон (Белавин)(1865-1925), впоследствии митрополит Московский и Коломенский, избранный в 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе, Святйшим Патриархом Московским и всея Руси. В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 1989 году причисленый к лику святых(28).
Весной 1944 года епархию потрясла трагедия, митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), Экзарх Латвии и Эстонии, был расстрелян на дороге Вильнюс — Каунас неизвестными в немецкой форме. Владыка Сергий ,в это нелегкое время старался в условиях "нового порядка", вести осторожную политику, всячески подчеркивая свою верность Московской Патриархии. Прибалтийский регион ,на всей оккупированной территории СССР, был единственный ,где сохранился и даже вырос экзархат Московской Патриархии (27)
Единственным уроженцем Вильнюса, ставшим правящим архипастырем Литовской кафедры, был архиепископ Алексий (Дехтерев)(1889-1959). Вторая мировая война застала его белоэмигранта, настоятелем Александро-Невской церкви города Александрии в Египте. По доносу , египетская полиция арестовала его в 1948 году, продержав в тюрме почти год (6). Пассажирский корабль, бывшего капитана дальнего плавания, увозивший его на Родину назывался... .Вильнюс. и на родной Литовской земле, с 1955 года, Владыка Алексий оставался до последних своих дней (22) .
Во время отмечявшегося 400 летия монастыря и 650-летия кончины свв. Виленских мучеников, епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Свято-Духовом монастыре расположена резиденция правящего архирея . митрополита Виленского и Литовского Хризостома, священно-архимандрита монастыря.
Вильнюсский Пречистенский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, 1346 года, отстроенный в 1868 году, расположен в десяти шагах от Русской улицы, прописан на Майронио д.14. На фронтоне надпись .храм построен при Великом князе Альгирдасе(Ольгерде) в 1346 году...и положиша тело его в церкви Пресвятой Богородицы в Вильне, юже сам созда.. Церковь князь возвел для своей супруги Иулиании, Тверской княжны .
В 1867 году, реставрируемый Собор посетил государь император Александр II, и обозревая востановление храма, приказал отпустить из государственной казны недостающую сумму.(14)На стенах Собора начертаны имена лиц, мужественно стоявших за православие и преданность Отечеству.Современные специалисты утверждают ,что при строительстве использовались кирпичи того же сорта как на башне Гедиминаса.(15) Здесь действует воскресная школа, возглавляемая протоиереем Дионисием Лукошавичусом, организуются паломнические поездки и Крестные хода, концерты, выставки. В Храме выросло новое поколение активной, воцерковленной молодежи — будущяя опора православию нашей страны.
В пяти минутах хода от Пречистенского собора, на улице Диджейи 2, во всей красе стоит храм св. великомученицы Параскевы-Пятницы. Немного церквей имеют сохранившуюся старую стену с буквами — .SWNГ., что по церковно словянскому счету означяют .1345.- неопровержимое свидетельство древности этого храма.На памятной доске свидетельствуется, что:.В сей церкви император Петр Великий в 1705 г. ...крестил африканца Ганибала-прадеда А.С.Пушкина.. Xрам расположен на одной из красивейших улиц города и виден с башни Гедиминаса и, после обретения Литвой независимости, прилегающяя к нему очень старая торговая площадь Лоточек, благодаря художникам вновь стала востребована. Это единственный храм в Литве где с недавнего времени Литургия служится на литовском языке.
В честь святителя Николая в Литве восемь храмов и два из них в столице. "Церковь св. Николая (Перенесенная) самая древняя в Вильне, почему в отличие от других Николаевских, называлась Великою. Вторая жена Альгирдаса (Ольгерда) — Иулиания Александровна, княжна Тверская, около 1350 г. вместо деревянной воздвигла каменную.",- сообщается на мемориальной доске, установленной в 1865 году на фронтоне храма. В 1869 году с разрешения императора Николая 1 был объявлен всеросийский сбор средств на восстановление "древнейшей в Вильне церкви". На собранные средства отстроили храм и пристроили к нему часовню в честь Архистратига Михаила. C этого времени храм не подвергался существенным перестроикам, оставался действующим в годы Первой и Второй мировых войн и в советское время. На улице Лукишкес находится тюремная церковь Св.Николая, из желтого кирпича, возведенная 1905 году рядом с тюремными костелом и синагогой. Из разговора со священником Виталием Серапинасом узнал, что внутри она разделена на отделения по степени тяжести вины осужденных. Требы проходят в одной из комнат, устроенной для этих целей и администрация заведения обещяет крест на куполе востановить. На фасаде с улицы еще угадывается мозаичный лик Спасителя, напоминющий о доме Божьем. До революции этот тюремный храм опекал священник Георгий Спасский(1877-1943), которому будущий Всеросийский Патриарх Тихон (Белавин)/1865-1925/, как .виленскому златоусту., подарил наперстный крест с частицей мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Ефстафия. С 1917 года протоиерей Георгий Спасский — главный священник Императорского Черноморского флота и духовник русской эмиграции города Бизерт в Тунисе. С теплотой вспоминал этого свяшенника и Федор Шаляпин, он был духовником великого певца (6).
Теперь, почти в центре города — на улице Басанавичус, по соизволению императора Николая II, в честь 300 летия царствующего дома Романовых, в 1913 году построена когда-то с золотыми куполами, на средства Действительного статского советника Ивана Андреевича Колесникова, церковь св. Михаила и Константина. На торжествах чина освящения храма.памятника присутсвовала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (1864-1918). Через год, в октябре 1914 г., в этом храме отпевали представителя династии Романовых — Олега Константиговича, смертельно раненого в бою с немцами.(15 ) Уже в наше время , в начале января 2005 года, через 90 лет православные Виленчане вновь поклонились Великой княгине . теперь русской Святой Елизавете , мученически принявшей смерть в 1918 годув шахте Алапаевска , возле которой она еще успела произнести — "Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят" .(29 ) Крестный ход организованный фондом Андрея Первозванного, со святыми мощами преподобномучениц Елизаветы и Варвары упокоенных в Иерусалиме, прошел и по городам Литвы.
Более сорока лет, с 1939 года Михайло-Константиновскую общину этой церкви окормлял о. Александр Нестерович, арестованный сначало немецкой администрацией, а затем и советским НКВД. Теперь внутри храма от былого величия остался только иконостас, но в народе ее попрежнему с любовью называют Романовской (15).
В 1903 году, в конце Георгиевского проспекта, переименованого затем в проспект Мицкевича, Сталина, Ленина и наконец проспект Гедиминаса, на противоположной стороне от Кафедральной площади, из желтого кирпича в византийском стиле, построена трехпрестольная церковь в честь иконы Божьей Матери \"Знамение\". Помимо главного престола в ней есть придел во имя Иоанна Крестителя и преподобномученицы Евдокии. Со дня освящения Знаменской церкви Богослужения не прерывались ни во время мировых войн, ни в советский период. В 1948 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подарил храму список Курской-Коренной иконы Божьей Матери. Настоятель протоиерей Петр Мюллер.
По улице Кальварию под 65 номером расположена церковь Архангела Михаила, 1895 года. .Начало этой церкви было положено в 1884 году, когда на Снипишках, в конце Кальварийской улицы, последовало открытие церковно-приходской школы. (14). Здание храма каменное и в прекрасном состоянии. С обеих сторон к нему примыкают флигеля. Знаменательно , что Рака с частицей Древа Креста Господня , во время Кресного хода по случаю передачи святыни Ватиканом Литовской Католической Епархии, была принята Православными под своды и этого храма. Настоятель протоиерей Николай Устинов.
Один из немногих православных храмов Литвы, который можно увидеть на фотографиях конца ХIХ века фотографа Юзефа Чеховича (J. Czechowicz, 1819-1888), воспевшего Вильно и его окресности и похороненного на Бернандинском кладбище, храм св.Екатерины. На берегу реки Нерис, белокаменная православная церковь, в респектабельном районе Жверинасе была возведена в 1872 году, о чем напоминают сохранившиеся памятные плиты — стараниями генерал — губернатора Александра Львовича Потапова. До Второй мировой войны приход во имя святой Екатерины — .патриарший., единственный в Вильно, сохранил верность Московскому патриархату, собираясь на квартире Вечеслава Васильевича Богдановича. В 1940 году, управляемые из Москвы органы НКВД, не приняли это в заслугу Вячеславу Васильевичу и он был расстрелян без суда в их застенках.(12)Ирония судьбы — теперь эта церковь видна из окон нового Российского посольства, но это никак не изменило ее положения. Никто из этого всесильного ведомства не хочет ни помол!
ится здесь, ни поставить свечу , не просто поинтересоваться, когда и в эту церковь пустят помолится горожан и пройдет первая послевоенная Литургия.
Деревянная и необычная для современной Европейской столицы, немного вытянутая церковь в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, расположена в пролетарском районе Вильнюса, Новая Вильня на улице Коялавичус 148 . Возведена как временная в 1908 году на средства железнодорожных путейцев. Это один из храмов города в котором службы проводились всегда. У входа по воскресеньям здесь всегда много колясок и народу в церкви не протолкнутся, чувствуется семейная обстановка, где все друг друга хорошо знают и пришли на службу семьями в несколько поколений. Хозяйка свечного ящика доверительно сообщила: через несколько лет столетний юбилей и ищем спонсора. Чтоб сфотографировать церковь пришлось напротив на хозпостройку поднятся. Здесь и застали меня неожидано подъехавшие хозяева. .А, церкву нашу фотографируешь, ничего- ничего, не слезай....Хоть храм прихожанам уже и мал, Ангел стоящий возле него ликует, в отличии от стоящего у церкви св. Екатерины в респектабельном Жверинасе.
Церковь св.Александра Невского в Новом Свете на ул.Ленку 1/17, так назывался этот район Вильнюса, возведена в 1898 году, как дань памяти царю Александру III .миротворцу.. До войны польскими властями передана, в женский православный монастырь св. Марии Магдалины. Так как рядом распологался аэродром, для храма, как и для города, вторая мировая война начиналась два раза. 1 сентября 1939 немецкие войска вторглись в Польшу. По воспоминаниям Ново-Светского старожила Соколова Зиновия Архипыча, был подвергнут бомбардировке аэродром и улицы Вильно. Подросток тех лет, он помнит самолеты с черными крестами и слышал эхо взрывов. 22 июня 1941 года, при вторжении немецких войск в СССР, на улицах Вильнюса все повторилось снова. При освобождении города от немецко-фашистких войск летом 1944, авиацией здание храма было разрушено почти полностью. Монахини своими силами все востановили, но были выселены. В советские времена здесь распологалась колония .трудновоспитуемым девченкам подросткам., и так как рядом жили мои однокурсники, к этой церкви в начале семидесятых , мы сами, 17 летние, специально приходили, чтоб передать сигарет или конфет незнакомым колонисткам, для которых храм стал тюрмой. За глухим забором уже отданная епархии эта церковь и теперь, Богослужения не проводятся.
.Недалеко от Маркуц находится самая возвышенная местность в окрестностях г. Вильно...- любимое место прогулок Императора Александра I. (16). В Маркучяй, как называют теперь этот пригород, на ул. Субачяус 124, рядом с домом музеем Пушкина, на пригорке, с 1905 года стоит маленькая каменная и очень изящная домовая церовь, освященная во имя святой великомученицы Варвары. В этом храме когда-то был маленький иконостас, престол и проводились службы. Здесь в 1935 г. отпевали Варвару Пушкину, супругу млачшего сына Александра Сергеевича, Григория Пушкина(1835-1905) не успевшего увидеть воплощенный замысел . домовую церковь. Варвара Алексеевеа много сделала для сохранения в усадьбе реликвий, связанных с именем Поэта, прадеда которого, африканца Ганнибала, окрестил в Пятницкой церкви нашего города в 1705 году Петр Великий.
На старом православном Свято-Евфросиниевском кладбище, храм во имя св.Преподобной Евфросинии Полоцкой, сооружен в 1838 году Виленским купцом, церковным старостой Тихоном Фроловичем Зайцевым. В 1866 году , на средства бывшего городского генерал-губернатора Степана Федоровича Панютина(1822-1885), в нем устроен иконостас (14). В начале ХХ века стараниями священника Александра Карасева церковь приняла современный облик. В 1914 году освещена вторая .кладбищенская зимняя церковь., в честь святителя Тихона Задонского, небесного покровителя храмоустроителя Тихона Фроловича, на том месте где с 1839 года находится его усыпальница. До обретения Литвой независимости, с 1960 года, в пещерной церкви был склад и каменнотесная мастерская. В июле 1997 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил литию у входа в этот храм.(15) Стараниями прихода св.Преподобной Евфросинии Полоцкой, сохранена и часовня памятник-мемориал покровителя русского воиства св. Георгия Победоносца поставленная !
в 1865 году, на месте захоронения русских солдат, погибших в 1863 году во время военных действий в пределах Северо-Западного края. Когда-то у часовни ..была ажурная чугунная дверь с бронзовыми украшениями, помещялась большая икона св. Великомученника Георгия Победоносца в массивном киоте и теплилась неугосимая лампадка., но уже в 1904 году констатировалось, что .лампады в данное время нет и сама часовня требует ремонта. (14).
Воинское кладбище предместья Антоколь, здесь 27 июня 1905 года была освещена церковь Св.Владимира Равноапостольного, за год сооруженная на средства военного инженера, генерал-майора Владимира Андреевича Быковского (4). На западной стене , на белом мраморном барельефном кресте выбито .Аз. есмь дверь; Мною аще кто внидет., спасется ., которая читаеся при скользящем боковом освещении. Сохранившаяся памятная гранитная плита сообщает .Проект В.Быковского исп. Д. Бикнера . .В храме устроен родовой фамильный склеп храмоустроителя. В настоящее время нет колокольни с круглым куполом, а второй купол над входом видоизменен. На средства самоуправления, которому стало принадлежать долгое время заброшенная церковь 3-го Донского казачьего полка Русской Императорской армии, заменены кровля и окна, очищены кирпичи стен.
В пригороде столицы на автостраде Вильнюс-Укмерге , в поселке Букишкес, по улице Соду , церковь Покрова Богородицы конца Х1Х века -долгое время была складом школы механизаторов сельского хозяйства. Пятикупольная, построенная из желтого кирпича, на средства генерала армии, дочь которого уже в преклонном возрасте, после Второй мировой войны безуспешно ходатайствовала перед властями о возвращении здания Церкви (3). Недавно этот храм возрожден и востановлен стараниями архиепископа Виленского и Литовского Хризостома.
Вильнюс 2003-2005 г.
Литература
1. Religijos Lietuvoje. Duomenys apie nekatalikikas religijas, konfesijas, religines organizacijas ir grupes. Vilnius: Prizms inynas, 1999.
2. Laukaityt; Regina, Lietuvos Staiatikių Banyia 1918-1940 m.: kova dl cerkvi, Lituanistica, 2001, Nr. 2 (46).
3. Laukaityt Regina, Staiatiki Banyia Lietuvoje XX amiuje, Vilnius: Lietuvos istorijos institutas, 2003.
4. Священник Г. А. Цитович, Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание, Пятигорск: Типо-литография б. А. П. Нагорова, 1913.
5. Залесский К. А., Кто был кто в первой мировой войне. Биографический энциклопедический словарь, М., 2003.
6. Игумен Ростислав (Колупаев), Русские в Северной Африке, Rabat, 1999-Обнинск, 2004.
7. Арефьева И., Шлевис Г., "И стал священник лесорубом...", Православная Москва, 1999, № 209, c. 12.
8. Священник Николай Мурашов. История православной церкви г. Расейняй. Возникновение Православия в г. Кедайняе, машинопись.
9. Устименко Светлана, Он жил для церкви, работал для церкви, Живоносный источник (газета висагинской православной общины), 1995, № 3.
10. Корецкая Варвaра Николаевна, Не оставлю Вас сиротами, Клайпеда: Общество христианского просвещения "Слово", 1999.
11. Колайнская церковь Смоленской иконы Божией Матери, Вильнюс, [2003].
12. Священник Виталий Серапинас, Православная Церковь в Литве в межвоенный период (1918 г..1939 г.). Дипломная работа по истории Беларусской Православной Церкви, машинопись, 2004.
13. Свяшенник Ярослав Шипов, Отказываться не вправе, Москва: .Лодья., 2000.
14. Виноградов А., Православная Вильна. Описание Виленских храмов, Вильно, 1904.
15. Шлевис Г., Православные святыни Вильнюса, Вильнюс: Свято.Духов монастырь, 2003.
16. Живописная Россия. Отечество наше. Том третий. Литовское полесье. Под общ. ред. П. П. Семенова. С.-Петербург, 1882.
17. Girininkien V., Paulauskas A., Vilniaus Bernardin kapins, Vilnius: Mintis, 1994.
18.Топографические карты. Генеральный штаб, Литовская ССР. Составленно по материалам съемки 1956-57 г.г., обновленной в 1976 г.
19. Иеромонах Нестор (Кумыш), Светлой памяти старца протоиерея Николая Гурьянова, Православие и жизнь (Санкт-Петербургская епархия), 2002, № 9-10.
20. Р. Балкуте, Обряды исцеления у святых источников в Литве: святой источник в Ужпаляй, III Российский фестиваль антропологического фильма. Международный семинар. Тезисы, Салехард, 2002.
21. Гайдуков А., Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге, Семинар при секторе социологии общественных движений Социологического института РАН, Санкт-Петербург, 1999.
22. Савицкий Лев, Летопись церковной жизни Литовской епархии, (машинопись, 1971 г., 117 л.).
24. Архимандрит Алексий (Чернай), Пастырь в годы войны, Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, 2002, № 26-27.
25. Lietuva ir Kaliningrado sritis. Keli emlapis su Vilniaus, Kauno, Klaipedos, iauli, Panevio irKaliningrado miest planas, 2003/2004
26. Raguva (68 aut., 130 str., 1128 p., 700 egz., 2001 m., 8-oji serijos knyga)
27.Газета "МИР ПРАВОСЛАВИЯ" № 3 (60) март 2003
28. https://ortho-rus.com АРХИЕРЕИ
29. Миллер Л., Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Феодоровна, Москва., 1994
30. http://www.nikas-s.ru
31.М.В.Добужинский , Воспоминания, НАУКА,1987г.
Прислано:
29.12.2005