Благочинные
Благочинные. Помощники епископа в надзоре за церквами и духовенством вверенной ему епархии.
1. Благочинные приходских церквей. Должность учреждена в 1721 г. Цель учреждения должности надсматривать церковные непорядки и доносить епископу. Постановлением Св. Синода от 14. 11. 1737 г. предписывалось иметь благочинного на каждые 10 церквей и определить их должностные инструкции. Были разработаны инструкции в Харьковской (1750), Московской (1751), Воронежской (1745), Тверской (1744, 1760, 1764) епархиях. Первая, общая для всех епархий инструкция, составлена архиеп. Платоном II (Левшиным) на подобии инструкции поповским старостам патриарха Адриана (Церк. Вед. 1900, № 35) и была напечатана 24-28 августа 1775 г. Согласно инструкции благочинным предоставлялось право разбора дел по взаимным жалобам между духовенством и прихожанами. Они могли разбирать маловажные дела, примирять ссорящихся. Благочинный мог налагать следующие взыскания в административном порядке: выговор, поклоны, штраф, удержание дохода и даже временное запрещение священнослужителей в случае виновности их в "великих соблазнах и преступлениях" с немедленным донесение об этом епархиальному архиерею. Проект второй инструкции, составленный под редакцией митр. Московского Филарета, отличался ясностью изложения и точностью определения основных обязанностей благочинных: благоустройство церквей, богослужение, благоповедение и благосостояние причта, церковное хозяйство, церковное письмоводство, надзор, отчетность и правила благочиния. Вторая редакция инструкции, составленная еп. Симбирским Феодотием, принята Св. Синодом 07.03.1857 г. и разослана для исполнения епархиальным архиереям. Согласно этой инструкции благочинный наблюдает за благоустройством церквей, содержанием в должной чистоте и порядке св. икон и церковных принадлежностей, за приобретением для церквей потребных богослужебных книг, а также книг, полезных для руководства священников и наставления прихожан, за содержанием в чистоте и порядке оград церковных и кладбищ, за построением новых церквей взамен ветхих или сгоревших, следит за исправностью духовенства при исполнении своих обязанностей, за поведением священно- и церковнослужителей, наблюдает за миролюбивым отношением между духовенством и прихожанами, ношением духовенством приличной их званию одежды, христианским воспитанием детей, имеет надзор за вдовыми священно- и церковнослужителями, безместными и заштатными, увольняет духовенство в отпуск на короткий срок и в пределах епархии, следит за проповеднической деятельностью священников, исполняя обязанности цензора проповедей, за исполнением треб в чужом приходе в дозволенных случаях, свидетельствует метрические, обыскные и приходно-расходные книги, опись церковному имуществу, братскую тетрадь и состояние церковного архива, следит за обучением детей в церковно-приходских школах, дважды в год обозревает церкви и отчеты об обозрении представляет епархиальному начальству, наблюдает за церковными старостами и правильным ведением церковного хозяйства, в случае смерти кого-либо из членов причта , перемещения или отдачи под суд, делает надлежащие распоряжения, присутствует при составлении описи имущества умершего, вводит в должность вновь назначенного, получает указы для объявления духовенству, отсылает в консисторию от церквей деньги и документы, составляет из некоторых приходских документов общие ведомости и доносит епархиальному архиерею о состоянии церквей и духовенства своего округа. Благочинный мог налагать административные взыскания в виде внушений и поклонов в церкви. Вознаграждение за свой труд благочинные получали от духовенства своего округа от 5 до 10 руб. с причта или общей суммой от 100 до 500 руб. В некоторых епархиях довольствовались добровольными приношениями. До 60-х годов XIX в. назначались по усмотрению епархиального начальства, а затем во многих епархиях было разрешено духовенству самому избирать себе благочинных. Синодальным указом 05.04.1881 г. это разрешение было отменено и предписано выбирать благочинных лично епархиальному архиерею.
2. Благочинные старшие. Лица духовного сана, уполномоченные от епархиального начальства для надзора за исполнением благочинными приходских церквей своих служебных обязанностей. Необходимость такого надзора сознавалась еще в 1551 г., когда на поповских старост была возложена обязанность наблюдать за церквами и причтами, вверенных им округов. Стоглавом было предписано городским протоиереям, архимандритам и игуменам наблюдать за исполнением поповскими старостами своих обязанностей и поведением священнослужителей, вверенных надзору старост. В середине XYIII в. духовные правления потеряли свои права по надзору за духовенством и за поповскими старостами. Благочинные стали самостоятельными надзирателями за церквами и духовенством. Отдаленность благочинных от епархиальных архиереев и отсутствие ближайшего надзора подавали повод к злоупотреблениям. В 1774 г. указом консистории Костромской преосвященный Симон распорядился о подчинении благочинных городским протоиереям или настоятелям монастырей, введя должность "надзирателей над надзирателями". Городским протоиереям и настоятелям монастырей разрешалось делать наставления и внушения благочинным, ревизовать благочиннические округа, рассматривать и разрешать дела, которые не мог разрешить благочинный и ежегодно представлять отчет преосвященному об исполнении благочинными своих благочиннических и пастырских обязанностей. В некоторых епархиях функцию контроля за благочинными исполняли члены духовных консисторий, члены духовных правлений, уездные протоиереи. В 1834 г. Св. Синодом предписано наименовать исполняющих функцию контроля за благочинными старшими благочинными. По правилам этой инструкции епархиальное начальство управляет местным духовенством через местных благочинных, имеющих в своем ведении 10-15 церквей, благочинные уезда подчиняются старшему благочинному, избираемому консисторией из достойных протоиереев или священников и утверждаемому архиереем. Старшие благочинные обязаны были объявлять через благочинных духовенству распоряжения епархиального начальства, производить следствия, доставлять месячные ведомости в консисторию об исполненных и неисполненных указах, свидетельствовать и доставлять в консисторию метрические книги с экстрактом из них, исповедные росписи, клировые ведомости с отметками поведения благочинных, приходно-расходные книги с генеральною ведомостью о приходе, расходе и остатках церковных сумм, рассылать печатные бланки и доставлять в консисторию полученные за них деньги и особые сборы. Они также выдавали для церквей обыскные и приходно-расходные книги, в случае кражи доносили епархиальному и гражданскому начальству, следили, чтобы получившие книгу для сбора пожертвований на церковь собирали сами, а не передавали другим и в своей только епархии, проверяли собранные суммы, осматривали паспорта у священно- и церковнослужителей и монахов, особенно прибывших из-за границы и о причинах их прибытия доносили епархиальному начальству. После 1867 г. контроль за действиями благочинных в различных епархиях поручался или благочинническим съездам, с правом обсуждать заявления о незаконных действиях благочинного, недоразумениях возникших между ним и членами причтов и разрешать недоумения по благочиннической должности, или благочинническим советам с правом поверять аттестации, поставленные благочинным духовенству в клировых ведомостях, или окружным училищным съездам с правом поверки отчетов благочинного в получаемых им денежных суммах.
3. Благочинные монастырей. Синодальным циркулярным указом от 24.03.1799 г. было приписано епархиальным архиереям выделить из настоятелей монастырей благочинных для разбора распрей, примирения и исправления. По инструкции Кишиневской Экзаршеской дикастерии от 30.12.1812 г. благочинный монастырей обязан был следить, чтобы во вверенных его смотрению монастырях принимали в послушники лиц, имеющих надлежащия удостоверения об их звании и свободе от податей и повинностей, и с ведома епархиального начальства, постригали в монашество только лиц, признанных достойными настоятелем и собором братии, по истечении установленного срока искуса и с разрешения дикастерия, чтобы монашествующие не скитались в миру без благословной вины и увольнительного свидетельства от начальства, следил за устроением внутренней жизни в обителях согласно с монастырским уставом. Первая общая для всех обителей инструкция благочинным монастырей была напечатана по распоряжению Св. Синода 16-23. 05. 1828 г.
По этой инструкции благочинные монастырей избираются епархиальными архиереями по одному и более на каждую епархию из монастырских настоятелей для надзора за богослужением, благочинием, нравственностью и хозяйством в обителях. Благочинные наблюдали, чтобы богослужение совершалось по уставу, не спешно, с сохранением простых древних напевов; следили за неопустительным посещением братию богослужений, за благочинием в монастырях, установленным древними монастырскими правилами, регламентом и уставом обителей: предписаний о послушании настоятелю, руководительстве старцев, простоте в одежде и устройстве жилищ, общей трапезе, монастырском безмолвии, , редких отлучках из обители, приеме посторонних, чтении книг, рукоделии, расходовании денег и посещении настоятелем келий. Благочинный наблюдал за правильным ведением приходно-расходных книг, хранением денег, заготовлением хозяйственных припасов, содержанием зданий и за отдачей оброчных статей. Благочинный посещал монастыри один или два раза в год, в случае непорядков проводил дознания. При осмотре обителей имел право все осматривать и во всем требовать отчета и объяснения. Мог делать настоятелю наставления наедине и в присутствии братии, разбирать распри и проступки братии, налагать с согласия настоятеля на виновных епитимию. Инструкция благочинному монастырей напечатана вторым изданием в 1885 г.
Литература: ПБЭ. т. 2. стб. 683-700.