Комитеты духовно-цензурные
Комитеты духовно-цензурные возникли на рубеже 18-19 столетий. При учреждении Св. Синода, ему было вверено наблюдение за чистотой богословских писем, богослужебных и других церковных книг. После расширения сферы надзора и увеличения числа книг, в 1756 г. было признано необходимым учредить специальную контору для надзора за переводом книг. В царствование Екатерины Второй цензурные полномочия были официально предоставлены Синодальной конторе, Московскому и Петербургскому митрополитам, а фактически духовным особам из академии. Именным указом 16.09.1796 г., уничтожавшим почти все частные типографии, учреждены смешенные цензурные комитеты. В каждом из них, наряду с двумя светскими цензорами, должна была находиться и уполномоченная Синодом духовная особа. А спустя два года был назначен из архива проект 1756 г., когда по типу переводческой конторы была учреждена Московская духовная цензура. Согласно положению о ней "учреждаемая в Москве духовная цензура" находится в непосредственном ведении Св. Синода, состоит из председателя и трех членов, известным по своим познаниям в словесных науках и языках; они из монашествующего или белого духовенства, по рассмотрению и утверждению Св. Синода". Предметом деятельности цензуры служат свидетельствование, рассмотрение и исправление как переводов, касающихся Церкви и церковного учения, так и вообще — сочинений, издаваемых "соборным" и не соборным духовенством. В 1808 г. в "Начертании правил об образовании духовных училищ" были намечены основные начала духовно-цензурных комитетов при духовных академиях. На них возлагалась обязанность предварительного просмотра "классических", т. е. учебных, книг. Тогда же при Петербургской академии был учрежден и цензурный комитет.
Академическая цензура, с 1814 г. уже два комитета: Петербургский и Московский — была непосредственно подчинена Комиссии духовных училищ, тогда как Московская цензура по-прежнему зависела по преимуществу от Синода. На практике Комитет при Петербургской академии все более серьезные произведения передавал в Московскую цензуру, ссылаясь на свою некомпетентность. 27.10.1818 г. Синод решил закрыть Московскую цензуру и выработать для комитетов подробный устав. Но в декабре 1818 г. цензором Петербургского комитета, Иннокентием (Смирновым, ум. 10.10.1819 г., епископом Пензенским) была пропущена книга Е. Станевича "Беседа на гробе младенца", направленная против мистиков, находившихся тогда под покровительством Голицына. Этот инцидент задержал принятие устава для комитетов до 22.04.1828 г. Петербургский комитет нередко исполнял непосредственные поручения Синода и фактически пользовался особенным влиянием. Характерной чертой этого комитета была частая смена его членов. Более заметными членами комитета в Николаевское царствование были: архимандрит Иннокентий Борисов (1827-1830 гг., ум. 26.05.1857 г. архим. Херсонским в Одессе), архимандрит Платон Городецкий (1832-1838 гг., ум. 01.10.1891 г. митрополитом Киевским), архимандрит Макарий Зимин (1831-1837 гг., ум. в 70-х гг. в Желтиковом монастыре), архимандрит Иоасаф (Покровский, 1839-1841 и 1843-1844 гг.), профессор университета, протоиерей А.И. Райковский (29.10.1860 г.), протоиерей А.И. Окунев, протоиерей Т.Ф. Никольский (16.07.1848 г.), Иоанн Соколов (ум. 17.03.1869 г. епископом Смоленским).Духовный комитет при Московской академии находился в теснейшей зависимости от митрополита Филарета. Заметными членами комитета были: профессор Ф.А. Голубинский (1826-1852 гг.), протоиерей П. С. Делицын (1836-1863 гг.), Филарет (Гумилевский, 1833-1836 гг.) и Агапит (Введенский, 1834-1841 гг.) Духовно-цензурные комитеты при Киевской (с 1819 г.) и Казанской (с 1845 г.) духовных академий были предназначены для рассмотрения мелких сочинений от лиц "собственно из училищного ведомства". 05.01.1857 г. Киевский комитет был наделен теми же правами, что и столичные комитеты, но лишь в отношении "сочинений, представляемых лицами, подведомственными Киевской духовной академии". Деятельность Казанского комитета оживилась только к 1855 г., когда явилась возможность основать собственный журнал. Но в 1859 г. цензура оригинальных статей журнала была переведена в Московский комитет. Только во второй половине 1860 г. деятельность Казанского комитета вошла в обычную колею. В 1857 г. обособился от академии Петербургский комитет, а с 1869 г. юридически и остальные комитеты. Положением Присутствия по делам православного духовенства, Высочайше утвержденным 10.04.1869 г., духовенству было предоставлено: а) печатать с разрешения местной цензуры, под наблюдением епархиального архиерея, все вообще свои сочинения духовно-православного содержания, за исключением тех, которые, по уставу цензурному, не могут быть выпущены в свет без разрешения Св. Синода, и б) составлять и издавать, с разрешения той же цензуры, брошюры, заключающие в себе выписки из писаний св. отцов, молитвы и песнопения богослужебных книг и литографические священные изображения. Положением же 1867 г. о духовно-учебном комитете при Св. Синоде были закреплены за ним особые права по рассмотрению учебников, руководств и периодических изданий для духовно-учебных изданий, вопреки уставу духовно-цензурных комитетов. Наконец, утвержденная при Св. Синоде 14-16.01.1870 г. "Комиссия для пересмотра действующих ныне постановлений о духовной цензуре" под председательством архиепископа Макария (Булгакова) пришла к заключению о необходимости "соединить духовную цензуру со светской в одну общую цензуру", с введением в состав комитетов "лиц специально-богословского образования, имеющих высшие духовные степени". Синодальное рассмотрение проектировалось оставить только для собственно-церковных изданий. Но, по Высочайшему повелению от 21.12.1870 г., проект этот был передан на рассмотрение учрежденной 02.11.1869 г. комиссии ст.-секретаря Урусова и дальнейшего движения не получил. Недостатки в работе комитетов влекли за собой новые указы и разъяснения по духовной цензуре (1884, 1892-1893, 1903, 1898, 1982, 1900 гг.) Именными Высочайшими указами от 24.11.1905 г. и 26.04.1906 г. предварительная цензура, как общая, так и духовная, была отменена. Предметом ведения духовно-цензурных комитетов остался тот круг сочинений, который был определен ст. 281-282 Уст. о дух. цензуре, как сочинений по преимуществу церковных и требующих синодального рассмотрения. Это: "1) вновь назначаемые к печатанью сочинения, к церковному служению относящиеся; 2) жизнеописания святых, в первый раз издаваемые; 3) сочинения и переводы, содержащие изъяснения книг Свящ. Писания; 4) сочинения и переводы, содержащие изложение догматов православно-католической веры и правил христианской деятельности; 5) сочинения и переводы, относящиеся к церковному управлению" и "книги, предназначенные к классическому по духовным предметам употреблению в светских училищах". Сверх того, по разъяснительному определению Св. Синода от 08.03.-22.04.1908 г., "духовно-цензурные учреждения не должны отказывать в рассмотрении сочинений, добровольно предоставляемых авторами или изданиями, ищущими одобрения своих трудов духовными властями, в видах большей авторитетности их в глазах публики".
Литература:
1) Полное собрание законов. особенно т. 3, 1981, 1828; 2) Сборник законоположений и распоряжений по духовной цензуре. СПб., 1870; 3) Выписки из цензурных дел (т. 1-4), хранящиеся в СПб. Публичной библиотеке; 4) Барсов Т.В. О духовной цензуре в России. // Христианское чтение. 1901, № 5, с. 641-719, № 6, с. 966-998, № 7, с. 110-130, № 8, с. 238-257, № 9, с. 309-404; 4) Котович А.Н. Духовная цензура в 1799-1855 гг. СПб., 1909; 5) ПБЭ. т. 12. стб. 478-488.