Монашество



Иоанникий (Лихуд)

  
  

 
Биография

Иоанникий (Иоанн, 1633 — 07.08.1717) и Софроний (Спиридон, 1652 — 06.1730) Лихуды. Происходят из древней византийской княжеской фамилии Лихудов, представители которой в XI в. и позднее занимали в Византии видное государственное положение. Поэтому русским правительством было признано за детьми одного из братьев — Иоанникия (другой из них детей не имел) — княжеское звание. Образование получили в Падуанском университете, где получили докторские дипломы. Старший из братьев был женат и некоторое время состоял белым священником на родном Кефалонийском острове. Овдовев, он с именем Иоанникия постригся в монашество. Оба вступили в братство монастыря "Панапия Иерия", близ Венеции. В 1683 г. прибыли в Константинополь и вскоре, по предложению патриарха Дионисия, отправились в Москву в качестве учителей. Преподавательская деятельность Лихудов в Московской академии при Богоявленском монастыре началась в 1687 г. и продолжалась до 1694 г. Последовавшая затем опала на три года лишила братьев возможности преподавать, но в 1697 г. состоялся высочайший указ, предписывающий людям разных чинов отдавать своих детей обучаться итальянскому языку у братьев Лихудеевых (это было первое распоряжение правительства о распространении в России знания европейских языков). Скомпрометированные обращением одного из своих учеников в католичество братья Лихуды были удалены в 1698 г. в Новоспасский монастырь, а в 1704 г. — в Костромской Ипатьевский монастырь. В 1704 г. они были переведены в Новгород, где получили возможность вновь заняться преподаванием. В конце 1707 г. Софроний был отправлен митрополитом Иовом в Москву, где возглавил возобновленную греческую школу при типографском доме. После смерти Иоанникия в 1717 г. Софроний учительствовал в греческой школе до 1722 г., когда был назначен архимандритом Солотчина монастыря, в Рязанской епархии. В 1729 г. он был отстранен от занимаемой должности и определен в Новоспасский московский монастырь, где и умер. Значение Лихудов в истории духовного русского просвещения велико и благотворно. За время своей преподавательской деятельности в Москве и Новгороде они подготовили немало хорошо образованных воспитанников. Особенное значение имеют их научно-литературные и богословские произведения. Их труды "Акос" и "Диалоги сиречь разглогольства грека учителя к некоему иисуиту" ("Мечец духовный") опровергают латинство; полемические сочинения "Лютерские ереси" и "Слова о предопределении" направлены против протестантизма. Кроме богословских трудов Лихуды заявили себя и другими работами. Они принимали участие в составлении "Лексикона треязычного", переводили по поручению Петра I латинские книги. Важное значение для Русской Церкви имеет их труд по исправлению и пересмотру славянского текста Ветхого Завета.

Литература:
Братья Лихуды: опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII вв. СПб., 1902.
ПБЭ. т. 6. стб. 750-770.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–