|
Бибихин Владимир Вениаминович
|
|
|
Биография
Философ, переводчик философской классики, подаривший миру русского Мартина Хайдеггера. Родился в 1938 в городе Бежецк, по семейным преданиям один из его предков — св. Игнатий Брянчанинов.
Ученик классика русской философии А. Ф. Лосева. Был его литературным секретарем, в 90е годы издал свои беседы с философом. Лосевская школа наложила заметный отпечаток на все его творчество — это и пристальное внимание к языку и к христианскому богословию. У Бибихина было одно редкое даже для философа качество — он умел заставить думать другого; так, чтение переведенных им хайдеггеровских текстов всегда превращалось в сотворчество — даже если читатель и вовсе не был философом. Благодаря Бибихину мы можем сегодня читать по-русски философов-досократиков, основные богословские тексты св. Григория Паламы, Боэция Дакийского Николая Кузанского.
Пик славы Бибихина падает на 90-е годы, и траектория этой славы совпадает с кратким периодом чрезвычайной востребованности философии в постсоветской России. В "Литературной газете" стали появляться его популярные статьи о русских философах — Леонтьеве, Розанове, одни из лучших в этом жанре. В конце 80-х — начале 90-х В.В.Бибихин преподает на кафедре Истории и теории мировой культуры, читает многосеместровый курс о М. Хайдеггере, Л. Витгенштейне. Он заново открывает Розанова, написав предисловие к его трудной книге "О понимании". В 90-е годы Владимир Бибихин издал сразу серию книг: "Язык философии", "Мир", "Новый Ренессанс", "Слово и событие" и "Узнай себя".
"Как философ Бибихин возникает на пересечении двух интеллектуальных традиций — уже упомянутого Хайдеггера с одной стороны и русского религиозного ренессанса с другой. Владимир Бибихин, впрочем, был не первой фигурой, осуществлявшей этот синтез, первым был Алексей Лосев. Лосев не был хайдеггерианцем, но на него в юности оказала влияние феноменология Эдмунда Гуссерля, из которой вышел Хайдеггер. С другой стороны, именно Лосев протягивал нить от русского религиозного ренессанса к русским философам поколения Сергея Аверинцева" (Григорий Ревзин). Хотя Бибихин оставил немало оригинальных философских работ, в истории русской философии он останется прежде всего как переводчик Хайдеггера.
В 1999 году стал лауреатом премии "Малый Букер" за книгу эссе "Новый Ренессанс".
В последние годы проявил себя как христианский мыслитель, преподавал в Свято-Филаретовском православно-христианским институте (СФИ), где читал лекции и вел семинары, вызывавшие неподдельный интерес и плодотворные споры, выпустил (к сожалению, очень небольшими тиражами) несколько книг. Свои религиозные работы публиковал под псевдонимом Вениаминов.
Скончался в Москве 12 декабря 2004 после тяжелой болезни на 67-м году жизни. В некрологе, опубликованном Свято-Филаретовским институтом, говорится: "Российская тускнеющая на глазах после кончины С. С. Аверинцева культура потеряла еще одного своего ревнителя и успешного делателя. И хотя настоящий философ незаменим по определению, уход Бибихина сегодня воспринимается особенно горько, потому что нынешнее время никак не позволяет надеяться на скорое восполнение утраты".
(Инф. на основе некрологов в "Книжном обозрении", в "Коммерсанте" за 15 декабря 2004, автор некролога — Григорий Ревзин, и на сайте философского факультета МГУ, автор некролога — А. В. Михайловский)
Приложение:
"Это была феноменальная личность". Рената Гальцева. Памяти Владимира Бибихина (сайт ПОЛИТ.РУ 4 августа 2005, четверг)
12 декабря после тяжелой и давней болезни умер Владимир Вениаминович Бибихин. Его знали как плодотворного и разностороннего автора философских трудов, увлекательного университетского лектора, тонкого филолога, талантливого переводчика. Писал он о немецкой, французской, итальянской философии, среди его многочисленных научно комментированных переводов есть и такие сложнейшие вещи, как тексты М.Хайдеггера, которому он посвятил часть своей жизни, есть переводы и исследования отцов церкви. Известны его книги-размышления о языке философии, о самопознании, о европейском Ренессансе (сочинение, награжденное Малой Букеровской премией в 1999 году), о России и ее мыслителях; недавно вышли его дневниковые записи "Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев".
Его читатели, круг которых необычайно ширился, высоко ценили его своеобразную, экзистенциальную, личностную, христиански окрашенную мысль, носившую следы интенсивного переживания и внутренней сосредоточенности. Его знали как эрудита, как полиглота с уникальными лингвистическими способностями. Будучи помощником в поздних трудах А.Ф.Лосева, он для "Истории античной эстетики" с листа читал и переводил Алексею Федоровичу греческих авторов (Плотина, например). И не только. Его знали как рафинированного интеллигента.
А между тем, мало кто мог предположить, что вышел он из не очень образованной, многодетной, "простой", вечно бедствующей семьи родом из Бежецка Тверской губернии (у В.Б. были основания думать, что семейная родословная была украшена таким славным именем, как Игнатий Брянчанинов.). Тем, чем Владимир Бибихин стал, он обязан себе. Самообучение началось с ранних лет, перейдя в галерную работоспособность. В армии его страсть к образованию и умственной работе принимала чудные для этого учреждения и вызывающие нарекания формы: на боевом посту он стоял с учебником латыни в руках; здесь был его первый институт иностранных языков. Его давним девизом стали строки Заболоцкого "душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь".
Он обладал поразительной волей и таким же бесстрашием, касалось ли это социальных отношений или физических обстоятельств. Мог взбираться по отвесной скале (прямо в том, в чем гулял по дороге), вставать на ее кромку над самой пропастью, заплывать далеко за горизонт неспокойного моря, съезжать на лыжах по вертикальному склону. Не знаю, перед чем бы он мог отступить. Подчас казалось, что он бросает вызов самим законам природы, сбегая из больницы сразу после операции или берясь поднимать совершенно неподъемные предметы. При этом, какое это было милующее, жалостливое сердце. Встретил огромную, лохматую, грязную собаку, привел ее домой, отмыл, лечил, приютил в московской квартирке. Поехал на электричке на окраину Малоярославца искать по улицам двух кошек, завезенных туда раздраженной родственницей. Считал делом чести вставать на сторону не только обиженного и слабого, но и отвергаемого, порицаемого.
Его поступки были бескомпромиссны, реакции — творческими, непредвидимыми, необычайными. В той же московской квартире он сооружал огромный, в ширину комнаты, деревянный крест на могилу В.В.Розанова (который и был там установлен). Из всех жизненных решений он старался выбрать для себя наиболее трудные, взвалить на плечи бремена неудобоносимые. Казалось, нет такой вещи, которой бы он не осилил. Он быстро освоил автомобиль, своими руками построил дом. Замечательно выучился играть на пианино и с первых шагов игры на скрипке удивил своими способностями профессионалов. Героическое сочеталось с поэтическим. А сколько игры духа, веселости было в его натуре, как нескучно было разговаривать с этим homo ludens*. Возраст был категорией, мало приложимой к его жизни, и потому 66 лет, в которые Владимир Бибихин ушел из нее, представляются цифрой невнятной и нереальной.
Это была феноменальная личность, редкостный экземпляр человеческой природы. Этого человека больше нет в мире.
"Человек играющий" (лат.)
(Материал предоставлен Св. Тихоновской группой, Вашингтон)
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|