Миряне



Талантов Борис Васильевич

  
  

 
Биография

Православный правозащитник, первая жертва новых гонений на Церковь хрущовско-брежневского периода. Родился в 1903 г. в Костроме. Его отец (священник Василий Талантов) и брат погибли в сталинских лагерях. Жил в городе Киров (Вятка). По профессии — преподаватель высшей математики. Подвергался преледованиям властей как сын священника. В 1954 г. впервые уволен с работы за религиозные убеждения. Вторично — в 1958 г. за посланную в "Правду" статью с протестом против произвола и беззаконий Советской власти (сталинской эпохи). Публично был объявлен "врагом народа". В 1960 г. послал письмо в журнал "Наука и религия", в котором обличал ложь антирелигиозной пропаганды. В 1963 г. послал открытое письмо в "Известия" с протестом против массового разрушения памятников религиозного зодчества в Кировской области.
Автор и инициатор знаменитого "Открытого письма верующих Кировской (Вятской) епархии патриарху Алексию и всем верующим Русской Церкви" (1966 г.), написал его вместе с группой мирян из Кирова.
Письмо стало известно за рубежом. В ответ на это власти заставили официального представителя Московской Патриархии митрополита Никодима (Ротова) выступить на пресс-конференции в Лондоне и заявить, что гонений на верующих в СССР нет. Когда западные журналисты сослались на письмо-протест Бориса Талантова, митрополит Никодим вынужден был заявить, что это письмо является фальшивкой. Пресс-конференция транслировалась по БиБиСи 25 февраля 1967 года. За девять дней до этого, 14 февраля 1967, Бориса Талантова вызвали в управление КГБ города Кирова и потребовали снять свою подпись под письмом-протестом. Талантов отказался это сделать и был арестован.
Судим и приговорен к двум годам заключения в концлагерях. В суде подтвердил верность своим убеждениям перед судьями и всеми присутствовавшими, после чего простился с родными и друзьями, так как по состоянию здоровья и возрасту знал, что не переживет каторги.
За месяц до смерти из тюремной больницы написал: "Я бодр духом и с благодарностью принимаю от Бога все горькие испытания".
Умер в тюрьме г. Кирова 4-го января 1971 г.
Канонизирован Русской Православной Церковью заграницей, как новомученик.
Труды:
"Сергиевщина или Приспособленчество к атеизму (Иродова закваска)".
"Бедственное положение Православной Церкви в Кировской области и роль Московской Патриархии".

Литература:
Эллис Джейн. Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие. Overseas Publications Interchange Ltd, London, 1990, c. 13, 81, 131.
Лупандин Иван. Борис Талантов и пророческое служение в Церкви. // "Община", М., № 1 (44), 2005.

Приложение:
(Фрагмент открытого письма Бориса Талантова от 10 ноября 1966 года):
ПРИМЕР 1-й. ЗАКРЫТИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ РОИ АРБАЖСКОГО Р-НА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В глухом месте, вдали от железкой дороги и тракта, расположено маленькое село Рои, в котором была деревянная Александро-Невская церковь, построенная в 1888 г. Церковная община с. Рои была зарегистрирована в 1956 г. в законном порядке, имела необходимое число членов и церковный совет. Деятельность общины протекала в рамках советских законов. Община имела достаточный доход для содержания церкви и причта.
Однако, в 1960 г. руководители местного колхоза и сельсовета решили закрыть церковь села Рои. Для этой цели они сначала стали нажимать на местного священника Н. Щелчкова.
Так, в ночь на 12 сентября 1960 г. (накануне храмового праздника) они вызвали его в сельсовет. Там были: пред, сельсовета Журавлев, пред, колхоза П. П. Суслов и секретарь парторганизации И. Н. Злобин. Они угрожали ему расправой, если он останется в с. Рои. Потом они пошли в церковную сторожку, где по случаю храмового праздника ночевало несколько старушек. Начальники ночью выгнали на улицу всех старушек, не дав им даже обуться. Одна старушка, которая потеряла на войне мужа и сына, вынуждена была провести эту холодную осеннюю ночь на улице.
Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Кировской области, со своей стороны, принял все меры к закрытию церкви. Так священник Н. Щелчков обратился к нему с просьбой: разрешить ремонт печи в церкви. На заявлении священника Смирнов написал: "Секретарю райисполкома. Не разрешайте ремонта печи".
(Следует заметить, что с начала 1960 г. церковным советам запрещено производить текущий ремонт церковных зданий без разрешения уполномоченного Совета. Несколько церквей Кировской обл. было закрыто только из-за того, что церковные советы перестлали пол в сторожках этих церквей. Таким образом, церковная община не может пользоваться своими деньгами для удовлетворения своих религиозных потребностей. Вот до какой степени была урезана в 1960 г. свобода совести!)
Из резолюции Смирнова стало сразу ясно, что он решил закрыть церковь в с. Рои.
Вскоре после этого свящ. Н. Щелчков получил анонимное письмо, в котором ему угрожали самосудом, если он не уедет из села. Под давлением этих угроз он покинул село. Можно подумать, что это анонимное письмо не является еще большой угрозой. Но факты говорят о другом.
Так, в июле 1959 г. в с. Быстрица Оричевского р-на Кировской обл. местный священник Константин Гулин был приглашен в один дом причастить умирающую старушку. Его приход в этот дом заметил один местный пьяница-хулиган. Он вошел в дом, схватил одной рукой священника за бороду, а другой стал бить его по голове, приговаривая: "Убью тебя". Только присутствующие помогли священнику освободиться от пьяного хулигана и скрыться на чердаке дома. Тогда пьяный дебошир выбил в доме стекла и изломал всю мебель. Когда сельсовет узнал об этом, то вызвал священника К. Гулина и совершил над ним очередной разнос за то, что он ходит по домам верующих. Хулигану же сельсовет не сказал ни слова. Следует заметить для ясности, что К. Гулин — инвалид Отечественной войны, имеющий высокие воинские награды. Таких примеров можно привести очень много.
Выжив из села свящ. Н. Щелчкова. правление колхоза послало в три деревни агитаторов, которые возглавляли собрания. Агитаторы предлагали закрыть церковь, но большинство собравшихся возражало против этого, а в протоколах собраний было написано, что верующие единогласно отказываются от церкви. Протоколы были утверждены пред, сельсовета Журавлевым, несмотря на протесты верующих.
На основании этих ложных протоколов, Совет по делам РПЦ по ходатайству Кировского облисполкома вынес постановление о закрытии церкви и передаче церковного здания колхозу для клуба, хотя в с. Рои был новый клуб.
Неожиданно 21 декабря 1960 г. в с. Рои прибыл секретарь райисполкома Бабинцев с другими работниками. Они вызвали старосту, 80-летнюю старушку, объявили ей устно о закрытии церкви и потребовали ключи. При этом ей угрожали конфискацией дома, если она откажется дать ключи. Овладев ключами, они вошли в церковь и здесь, запершись изнутри, сначала выпили 10 бутылок церковного вина и закусили кутьей, принесенной на панихиду. Разгром церкви производили пьяные механизаторы колхоза. Пред, колхоза П. П. Суслов заказал для них пельмени с выпивкой и платил им из колхозной кассы по 5 р. за час.
При снятии крестов с церкви П. П. Суслов всячески оскорблял верующих, которые стояли вдали и плакали. Все иконы, утварь, колокола и другие материальные ценности были вывезены из церкви без описи и потом бесследно исчезли.
Через пять дней после этого (26 декабря 1960 г.) верующие подали жалобу на имя Л. И. Брежнева и вторую жалобу на имя Н. С. Хрущева. Жалобы подписали 380 верующих. В ответ на эти жалобы райпрокурор стал вызывать в район активистов-верующих и угрожать им различными репрессиями. Так, члена двадцатки, Токапеву Наталью Яковлевну, он вызывал в Арбаж за 18 км пять раз в течение полумесяца и угрожал ей тюрьмой. "Если бы это было в 36-м году, — сказал он ей, — то тебя бы увезли на черном вороне".
Возмущенная этими издевательствами, она подала 23-1-1961 года жалобу от себя лично Генеральному прокурору СССР, а верующие 29-1-1961 жалобу на имя Н. С. Хрущева, которую подписали те же 380 верующих. В ответ на эти жалобы, в начале марта верующие получили от уполномоченного Совета по Кировской обл., Д. Л. Медведева, следующее сообщение:
"Село Рои Арбажского р-на т. Метелевой О. С. "Сообщаем, что Ваши заявления, посланные на имя Н. С. Хрущева и Генерального прокурора СССР, получены. "Разъясняем Вам, что Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР не находит оснований для пересмотра своего решения по вашему вопросу.
"Уполномоченный Совета по Кировской обл. Д. Медведев".
Желая на месте добиться восстановления своих прав, 7 марта 1961 г. верующие с. Рои, собравшись в количестве 500 человек, организованно пришли в районный центр с. Арбаж. Здесь они просили секретаря райисполкома Бабинцева провести официальное общее собрание для решения вопроса о восстановлении церковной общины с. Рои. Бабинцев направил их к первому секретарю райкома т. Видякину. Последний обещал им устроить такое собрание в с. Рои 9 марта и прислать на собрание инструктора райкома т. Семеновых и секретаря райисполкома Бабинцева.
9 марта верующие снова собрались в с. Рои. Вместо Семеновых и Бабинцева из Арбажа прибыл начальник милиции т. Зайцев. Верующие доказывали Зайцеву ложность протоколов, на основании которых была закрыта церковь, и требовали ее открыть. Зайцев согласился с доводами о ложности протоколов, но в отношении открытия церкви сказал: "Я не закрывал, я и не открою". Поэтому 14 марта 1961 г. верующие подали третью жалобу на имя Н. С. Хрущева, а также письмо в газ. "Известия", в котором они просили послать корреспондента, чтобы убедиться в вопиющем беззаконии, посредством которого была закрыта церковь.
Вскоре после этого райсуд приговорил Н. Я. Токареву, как организатора верующих, к шести месяцам принудительных работ.
Возмущенные организованным административным нажимом, около 400 верующих собрались 25 апреля 1961 г. в село Рои и потребовали от руководства колхоза возвратить им церковь, иконы и утварь. Местные власти вызвали из с. Арбажа милицию и дружинников и к вечеру разогнали силой собравшихся. При этом разгоне пострадали следующие лица: 1) безногий инвалид Отечественной войны И. Петелин; 2) одна женщина из села Чекуши, ей повредили ногу; 3) Е. К. Посаженникова, ее таскали по земле за руки; 4) М. Шарова, ее беременную пинали в живот; 5) Н. Г. Махина; 6) Е. М. Халявина из гор. Кирова, случайно попавшая в с. Рои; ее били, арестовали и осудили на один год тюремного заключения. На многих верующих был наложен административный штраф. В этом избиении принимали активное участие: 1) районный следователь Жданов; 2) участковый милиционер Смердов; 3) пред. сельсовета Журавлев; 4) бригадир Краев; 5) кладовщик Стародубцев; 6) зам. пред, колхоза Н. М. Злобин; 7) животновод колхоза, 8) механик ремонтной мастерской С. Ф. Махнов.
Вскоре после этого руководство колхоза разрушило до основания деревянную Александро-Невскую церковь и тем показало, что требование отдать церковь под колхозный клуб было лишь благовидным предлогом для закрытия церкви". ("Вестник РСХД", № 83 (I). 1967 г.)

(Информация СвятоТихоновской группы, Вашингтон).



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–