link8265 link8266 link8267 link8268 link8269 link8270 link8271 link8272 link8273 link8274 link8275 link8276 link8277 link8278 link8279 link8280 link8281 link8282 link8283 link8284 link8285 link8286 link8287 link8288 link8289 link8290 link8291 link8292 link8293 link8294 link8295 link8296 link8297 link8298 link8299 link8300 link8301 link8302 link8303 link8304 link8305 link8306 link8307 link8308 link8309 link8310 link8311 link8312 link8313 link8314 link8315 link8316 link8317 link8318 link8319 link8320 link8321 link8322 link8323 link8324 link8325 link8326 link8327 link8328 link8329 link8330 link8331 link8332 link8333 link8334 link8335 link8336 link8337 link8338 link8339 link8340 link8341 link8342 link8343 link8344 link8345 link8346 link8347 link8348 link8349 link8350 link8351 link8352 link8353 link8354 link8355 link8356 link8357 link8358 link8359 link8360 link8361 link8362 link8363 link8364 link8365 link8366 link8367 link8368 link8369 link8370 link8371 link8372 link8373 link8374 link8375 link8376 link8377 link8378 link8379 link8380 link8381 link8382 link8383 link8384 link8385 link8386 link8387 link8388 link8389 link8390 link8391 link8392 link8393 link8394 link8395 link8396 link8397 link8398 link8399 link8400 link8401 link8402 link8403 link8404 link8405 link8406 link8407 link8408 link8409

Миряне



Пореш Владимир Юрьевич

  
  

 
Биография

Православный диссидент. Родился в 1949 г. в Смоленске, позже переехал в Санкт-Петербург, отец — из давно обрусевших немцев. Друг и соратник А. Огородникова, будучи сотрудником библиотеки Академии Наук СССР в Ленинграде, сооснователь в 1976 г. известного Религиозно-Философского Семинара ("Семинара по проблемам религиозного возрождения в России", действовавшего в Москве с 1974 г.) и при нём религиозно-философского журнала "Община" (конец 70-х гг.). Интересна их первая встреча в 1973 году: Владимир Пореш стоял на Невском проспекте, бородатый, длинноволосый, в потрёпанных джинсах. К нему подошёл выглядящий точно так же Огородников и спросил его "в лоб": "Вы антисоветчик?" — "Да",- автоматически ответил Пореш. "Тогда можно у вас переночевать?"
Дом для собраний был куплен в складчину, основную сумму дали монахи Почаевского монастыря. Дом находился в Калининской области, теперь Тверской, на станции Редкино. На занятиях Семинара сформировалась своего рода община. Собирались люди не реже раза в месяц, приезжали из Минска, Смоленска, Витебска, Петербурга, Уфы, Москвы. "У нас было ощущение кипения жизни и ощущение, что вся Россия вместе с нами" (воспоминания участника Семинара А. Щипкова).
В заседаниях Семинара участвовали Татьяна Николаевна Щипкова, Валерий Борщёв, Сергей Ермолаев, Виктор Попков (оба тоже впоследствии сидели в тюрьме), Олег Охапкин, Лев Регельсон (вёл Семинар после ареста Огородникова) и др. Из Семинара вышли священнослужители: отец Виктор Савик, отец Николай Епишев, отец Борис Развеев, отец Виктор Райш, дьякон Владимир Бурцев, дьякон Владимир Соколов.
Когда Огородникова посадили, Пореш издал в Ленинграде третий номер "Общины", который был тут же арестован. И почти сразу же в 1979 г. был арестован и сам Пореш — по статье 70-й (антисоветская агитация и пропаганда). Посадил Пореша, а также ряд других диссидентов (Вячеслав Долинин (1982 г.), Ростислав Евдокимов (1982 г.), Гелий Донской (1983 г.), Дмитрий Аксельрод (1984 г.)) тогдашний следователь КГБ Виктор Васильевич Черкесов (род. в 1950 году в Ленинграде, в 1973 году окончил юрфак Ленинградского университета, в 1975 поступил на службу в КГБ). При перестройке и демократизации сделал головокружительную карьеру: с 1988 года — глава следственного отдела ленинградского КГБ, в 1992 году назначен начальником Санкт-петербургского управления МБР (Министерство безопасности России), а в 1998 году — первым заместителем директора ФСБ России. Являлся кандидатом на пост губернатора Санкт-Петербурга.
Н. Щаранский и др. сидельцы свидетельствуют о том, что в тюрьме Пореш проявлял замечательную твёрдость и вёл себя настолько достойно, что это вызывало глубокое уважение даже уголовников и изменило отношение к православию и вообще верующим у целого ряда безрелигиозных диссидентов. После двух лет тюрьмы КГБ начало возить его по Ленинграду, где по-прежнему жили его жена и двое детей. Ему говорили, что его сразу же, прямо здесь освободят, если он согласится выступить с покаянием по телевизору. В отличие от о. Д. Дудко, Пореш отказался.
Был освобожден из тюрьмы по горбачёвской амнистии только в 1986 году. В 1991 г. реабилитирован. В 1987-90 гг. член организованной о. Глебом Якунином инициативной группы "Церковь и перестройка" (вместе с о. Николаем Гайновым и о. Александром Борисовым, мирянами В. Антоновым, А. Бессмертным, Б. Борщёвым, В. Бурдюгом, Е. Пазухиным, В. Попковым, а также с впоследствии ставшими священниками Н. Балашовым и В. Зелинским).
В 90-е гг. организовал общество "Открытое христианство". В своих выступлениях Пореш высказывает мысли о том, что после Освенцима потерпели поражение все религии, в том числе и атеизм: в ХХ веке случилось так много страшных катастроф (Холокост, ГУЛАГ, мировые войны), что это поставило под сомнение все религиозно-этические системы. После катастрофы, произошедшей с человеком в ХХ веке, мы нуждаемся в смирении, в понимании, что мы не можем предписывать Истине, какой она должна быть. Она может находиться в самых неожиданных местах — в других религиях и даже в самом неверии [Пореш В., Для Церкви естественно быть не с сильными, а со слабыми 1997, с. 8].
Один из участников проекта "Энциклопедия религиозной жизни России" (научный руководитель проекта — Сергей Филатов).
Живёт в Санкт-Петербурге, женат, жена — Татьяна, двое детей, дочь Ольга — студентка.

Труды:
Для Церкви естественно быть не с сильными, а со слабыми. // Церковно-общественный вестник: Специальное приложение к "Русской мысли" № 20, Париж, № 4183 (17 — 23 июля). 1997.

Литература:
Эллис Джейн. Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие. Overseas Publications Interchange Ltd., Лондон, 1990; с. 166; 168-172; 178; 181; 212; 216; 230-231; 249-252; 256.

Приложение:
Документ Хельсинкской Группы № 115:
Продолжаются преследования участников Христианского семинара и религиозно-философского журнала "Община". Александр Огородников и Владимир Пореш — в тюрьме под следствием по обвинению в "антисоветской агитации и пропаганде".
В обстановке повсеместного усиления преследований за проявления идеологического нонконформизма и самостоятельности продолжаются и усиливаются репрессии против участников Христианского семинара и издателей журнала "Община".
В документах Группы за январь (№ 78) и август-сентябрь (№ 100) текущего года сообщалось об арестах основателей Семинара. Александр Огородников был арестован 21 ноября 1978 г. и осужден на год лишения свободы по обвинению в "паразитическом образе жизни"; в ноябре с.г. он не был освобожден: ему предъявлено новое обвинение — в "антисоветской агитации и пропаганде" (из лагеря на Дальнем Востоке, где он отбывал наказание, он переведен в тюрьму КГБ в Ленинграде, где с 1 августа находится другой основатель Семинара Владимир Пореш).
В Ленинграде и в Москве ведутся допросы, допрошены уже многие десятки свидетелей. Вопросы — об арестованных, о Христианском семинаре, о журнале "Община".
Возникший в середине 1974 г. Семинар представляет собой непостоянную, никак не оформленную организационно группу людей, ставящих своей целью богословское (православное) самообразование и общение в духе христианских традиций (см. также документ № 100). В журнале "Община" освещается деятельность Семинара, а также преследования этой деятельности со стороны властей. Первый выпуск машинописного издания "Община" появился в середине 1978 г.; частично подготовленные к изданию машинописные копии второго выпуска изъяты на сопровождавших арест В. Пореша обысках в первых числах августа. Редакторами обоих выпусков названы В. Пореш и А. Огородников (они значатся на титульном листе журнала).
Следователи пытаются склонить некоторых допрашиваемых к даче показаний о якобы присущей обвиняемым порочности, нравственной неполноценности.
В числе допрошенных по делу Семинара и "Общины" известный православный проповедник, священник о. Дмитрий Дудко (допрос 6 декабря в следственном отделе Всесоюзного КГБ в Лефортово).
У А. Огородникова (около 30 лет) — жена и трехлетний ребенок, у В. Пореша (1949 г. р.) — жена, двухлетний ребенок, в декабре ожидается новорожденный.
Окончено следствие по сфабрикованному обвинению в "злостном хулиганстве" участника Христианского семинара Татьяны Щипковой. Этой хрупкой женщине (несколько старше 40 лет, филолог, специалист по французскому языку и литературе, кандидат наук, преподаватель Смоленского педагогического института, последний год — с весны-лета 1978 г. — безработная) инкриминируется "избиение" одного из участников налета на собрание Семинара, проводившееся на частной квартире в Москве в феврале 1979 г. (см. документ № 100). Т. Щипковой грозит длительное заключение в уголовном "исправительно-трудовом" лагере.
4 декабря в Москве был задержан приехавший из Смоленска участник Семинара Виктор Попков. Ему было сделано "предупреждение" об уголовной ответственности за "паразитический образ жизни"; прямо из милиции его доставили в Лефортово на допрос по делу Пореша и Огородникова (допрос длился около 7 часов). Под угрозой привлечения к уголовной ответственности за нарушение паспортных правил он вынужден был выехать из Москвы по месту жительства; в течение двух суток, вплоть до момента отъезда, за ним велась демонстративная слежка.
Преследование участников Христианского семинара и издателей журнала "Община" — явное грубое нарушение права на свободу совести и свободу убеждений. Сегодня особую тревогу вызывает судьба самоотверженных молодых людей Владимира Пореша и Александра Огородникова.

Члены Группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР:
Елена Боннэр, Софья Каллистратова, Иван Ковалев, Мальва Ланда, Наум Мейман, Татьяна Осипова
12 декабря 1979 г.

(Информация Свято-Тихоновской группы, Вашингтон).



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–