История
Учреждена в 325 г.
Начало евангельской проповеди в Готфии (в Тавриде) относится ко времени римских императоров Валериана и Галлиена. В 260 году, после набега на Малую Азию, в числе многочисленных пленных захваченных готфами, оказалось немало христиан, от коих и пошло первоначально распространение христианства среди готфов.
Приблизительно с 325 г. учреждена готфская архиерейская кафедра, причем вначале епархия сильно была заражена арианской ересью, конец которой в Готфии был положен трудами Св. Иоанна Златоустого, — окончательно обратившего их в Православие.
Кафедра — в столице готфов — Феодори (Фео-Дори), находившейся на скале Черкез-Кермен, в 25 верстах от Севастополя;
с 1200 г. перенесена в Майкуп или Манкуп (историк Тунман видел в Манугп-Кале кафедру епископа, будто бы еще в VIII веке);
с 1283 г. — в Кафе (Феодосии);
с 1721 г. — в Бахчисарае (в Бахчисарайской Успенской каменной скале);
с 1779 г. — в Мариуполе (Мариянполь, Мариян).
Готфийская "...епархия в Крыму простиралась вдоль южного берега морского и Балаклавы до Судака или Сурожа..." (протоиерей Серафимов С. "Крымские христиане..." с. 11, прим.).
У крымских готов, как сообщает "Новый Энциклопедический Словарь" Брокгауза-Ефрона (т., с. 601), "...связь с Византией поддерживалась без перерыва Церковью: епископы (впоследствии архиепископы и митрополиты) готы находились в прямой зависимости от Константинопольского Патриарха, даже и тогда, когда Царьград был уже в руках турок...".
Со времени возникновения епархия простояла непрерывно до времени присоединения Крыма к России в конце XVIII столетия.
С 1066 г. — архиепископия.
С 1283 г. — митрополия. "...в XIII веке Готфское архиепископство возведено в митрополию, это сделано Византийским императором — старшим Андроником Палеологом..." (Родионов, с. 37).
Среди епархий Константинопольского Патриархата занимала степени: 56, 83, 114; в XI веке — 34-ю.
Прекратилась 16/27.02.1786 г. и вошла в состав Славянской (Екатеринославской, ныне Днепропетровской) епархии.
325 - Феофил 1)
ок. 348-349 - 376 Улфила (Урвил, Вульфил) 2)
- Селиний 3)
ок. 397 - 405 (409) Унила 4)
- Н.Н. 5)
- 754 Иоанн
760 - 26/27.06 791 Св. Иоанн 6)
- Никита (уп. 787 г.) 7)
- Н.Н. (1066-1067 гг.) 8)
- Н.Н.
- Н.Н.
- Константин (1147, 1156 гг.) 9)
- Арсений (XIII век)
- Софроний (1292 г.) 10)
- Феодосий (1385 г.)
- Антоний (1386, 02.1389 гг.)
1399 - 1410 Иоанн (Оловолос)
- Дамиан (1422 и 1428 гг.)
- Константий (1587, 1588 гг.)
- Серафим (1635 г.)
1639 - 1652 Анфим 11)
12/22.10 1652 - 1673 Давид
15/25.11 1673 - Мефодий
13/23.05 1680 - Неофит
21.06/02.07 1707 - Макарий
23.12.1710/03.01.1711 - 1721 Парфений
25.11/06.12 1725 - 1769 Гедеон 12)
- Дорофей (?) (1760)
23.04/04.05 1771 - 16/27.02 1786 Игнатий (Хазадинос) 13)
____________________
1) Упоминается среди участников I Вселенского Собора как епископ "Босфорский" с уточнением: из Готфии (Дурново Н.Н. "Иерар. Всеросс. Ц..." с. 237, и у др. авторов-исследователей). По-видимому отсюда он и появился в списке Готфийских святителей.
Однако, у протоиерея С.Серафимова ("Крымские христиане..." с. 11, прим.) читаем:
"...Первым епископом Готфии был по Кеппену, Феофил, подписавший постановления первого Никейского Собора... Впрочем список иерархов Готфийских передаваемый Кеппеном ... не совсем верен: Феофил был епископом Готфии Задунайской..." (!)
Поэтому в нашем списке место ему отводится лишь условно — до последующих, более точных изысканий.
2) Поначалу — "первый апостол готфов", затем (376 г.) совратился в арианскую ересь.
"...Аолное обращение готов... было делом Улфилы (318-388 гг.). Он трудился среди вестготов, но его влияние простиралось также и на остготов. однако введенное им среди Г. христианство имело арианскую форму..."
Переводчик Св. Пимания на готофийский язык.
По Брокг.-Ефр. Нов. Энцикл. Слов, том 6, с. 382, — скончался в 388 г.
3) Арианин. Но — по протоиерею Михаилу Родионову ("Стат... опис. Тавр. еп..." с. 35) — "...сей епископ умер приняв Православие и отвергнул ересь арианскую..."
4) Хиротонисан Св. Иоанном Златоустом; возвратил готфов в Православие.
Преставился между 405 и 109 гг.
5) Современник Иустиниана I.
6) Исповедник. Претерпел много мучений от иконоборцев. Учестник второго Никейского Собора 737 г.
Титуловался: архиепископ Феодори и всей Готфии.
7) Участник седьмого Вселенского Собора.
8) Участник двух Поместных Соборов. В 1066 и 1067 гг. присутствовал при Патриархе Иоанне Ксифилине.
9) Участник двух Соборов, созванных против Патриархов-еретиков.
10) Участник Константинопольского Собора.
11) Сведения о нем (даты) по Харатахаю: "Христианство в Крыму" (Симферополь, 1864 г.), где приводится татарская рукопись "Крыма Гелен митрополитлерын беян этериз", — то есть делаем известие о пришедших в Крым митрополитах. Рукопись исторически верна. (Протоиерей Михаил Родиаонов "Стат... опис. Тавр. еп..." с. 38).
12) "...Он получил... из Константинополя фирман, данный ему турецким султаном Мустафою в 1757г., февраля 11/22 дня, по прошению Константинопольского Патриарха Серафима, на право самовластного управления всеми Крымскими церквами и христианами..." (перевод Фирмана полностью приведен в Записках Одесского Общества Истории и Древностей 1850 г., том II, с. 680-685.
(Протоиерей Михаил Родионов. "Стат... опис. Тавр. еп..." с. 39-40).
13) Митрополит Игнатий Хазадинос — инициатор вывоа христиан из мусульманской Тавриды в Азовскую губернию, перехода всех переселенцев (в массе — греков) в росийское поданствои поселения на вечные времена на землях, предоставленных им русским правительством.
Последним безвозмездно "...прислано было 600 подвод из Азовской губернии, игреки, армяне и католики, сколько могло вместиться, отправились благополучно под предводительством митрополита Игнатия под охранением бессмертного Суворова, они направились в Азовскую, тогда бывшую, а ныне Екатеринославскую (Днепропетровскую — Сост.) губернию,где и поселились. Всех христиан вышло из Крыма обоего пола 31.386 душ..." (Протоиерей Михаил Родионов. "Стат... опис. Тавр. еп..." с. 41).
"...Вышедшие из Крыма греки основали и обселили 20 селений и 1 годор Мариуполь...
...Название нынешнего Мариуполя позднее, а в Крыму город, который был обитаем греками мариупольскими (или точнее: предместье Бахчисарая) назывался Мариен, а по Кеппену — Марианополем. Да и ныне греки называют... свой город Мариамполь..." (Протоиерей Серафимов С. "Крымские христиане..." с. 14, 19, прим.).
По указу императрицы Екатерины II от 14/25.03.1779 г., на имя митрополита Игнатия, предписывалось "...именоваться ему по смерть митрополитом Готфийским и Кафайским и иметь место под архиепископом Херсонским и Славянским..." (там же, с. 19-20).
В 1786 г. "...с кончиною достопамятного архипастыря прекратилось и существование в России епархии Готфийской и Кафайской... Церкви, к ней принадлежавшие, перешли в ведомство епархии Славянской, впоследствии переименованной в Екатеринославскую (Днепропетровскую — Сост.)..." (там же, с. 25).
Митрополит Игнатий "...погребен в устроенном им Харлампиевском соборе, как уверяют, сидящим в гробе, по обычаю греков..." (там же, с. 24).
В цитированном выше труде протоиерея С. Серафимова на валейке (между с. 24 и 25) воспроизведен портрет митрополита Игнатия Хозадиноса, — последнего святителя былой Готфейской и Кефайское епархии, существовавшей на территории нашей страны без малого полтора тысячелетия.
Как сообщает в своем труде протоиерей Михаил Родионов ("Стат... опис. Тавр. еп..." с. 80-81), — по Готфийской епархии у различных исследователей числится:
в Новороссийском Календаре на 1848 г. - 14 епископов;
в Крымском Сборнике Кеппена - 17 епископов;
в Истории христианства до Владимирского арх. Макария - 5 епископов;
в Христианстве в Крыму Харта хая - 24 епископа;
в Зап. Одес. Общ. Ист. и древн., акты патриаршие - 6 епископов;
в Зап. одес. общ. Ист. и Древн., архим. Антонина:
по синаксарю и по актам - не показано;
Общий вывод протоиерея Михаила Родионова - 27 епископов.
|