Епархии
Поиск


Тмутараканская епархия

  
  
Организация: [недействующ.] [самостоятельн.]
  
Дата учреждения:   
Дата закрытия:   
  
  

Схема подчинения

Константинопольская Православная Церковь (Другие Церкви и организации, упомянутые в биографиях)

  
  

История

Учреждена в IV-V (?) в.
По уставу Льва Премудрого (894-911 гг.) титулуется архиепископией, «... а известно, что такого возведения на степень архиепископий удостаивались только епархии древнейшие...».
Тмутараканская, как видно из того же устава, принадлежала «... к числу епархий, коих иерархи пользовались титулом независимых...» («автокефальных». — Сост.). (Макарий, архим. «Ист. хр-ва в России до ... Владимира». СПб., 1846, с. 96, 98).
По Дурново. Иерархия..., — «...христианство в Тмутаракани существовало в IХ веке, если не ранее...» (с. 101); «... ранее IХ века едва ли...» (с. 406) (!).
«... Г. Фанагория существовал еще в VIII веке. Достоверных свидетельство, что Матархийская и Тамартахийская, впоследствии Тмутараканская епархия была продолжением (? — Сост.) Фанагорийской, нет (! — Сост.). Ранее IХ века едва ли можно предполагать ее существование (? — Сост.). Матархийская епископия упом. в одной notita, относимой к IХ веку...» (Дурново, упом. соч., с. 406).
По Строеву, — «существовала будто бы в ХI веке ...» 1)
По Дурново (с. 178) «... около 1095 г. епархия, вследствие нашествия Печенегов, закрылась и отошла к соседней Воспора-Киммерийской...».

  
  

Изменения названия

   Матрахская
   Матархийская
   Матхарская
   Тамартахийская
   Таматархийский
   Тмутараканская
  
  

Служители

 Глава
  
   Ваанес 9 век   —  
9 век
     2 (879)
  
   Николай, св. 1068 (?) 11 век   —  
1089 (?) 11 век
     3
  
  
  

Комментарии

1) Не «будто бы», — как казалось скептику — Строеву:
«... Тмутаракань. — Престольный град княжения сего имени, по гречески Тамарха, на острове (полуострове. — Сост.) Тамане в том самом месте, где древле существовала Фанагория. Начальное построение оного сокрыто от сведений наших, яко выходящее далее тех времен, с коих история Российская ведет свое начало...».
В другом месте, отражая розыски историками древней Тмутаракани в Рязанском княжестве и других местах, у того же исследователя читаем:
«... Новгородок, в Литве от реки Немена с левой ея стороны, верстах в 15 к границе воеводства Вильнского. В нем архиепископ Феофан Прокопович полагал древний престольный город Тмутаракань. Тат. Истории. Кн. 2, примеч. 227, с. 421 ...» (Мусин-Пушкин А. «Историческое исследование о местоположении древнего российского Тмутараканского княжения». СПб., 1794, с. ХХХIХ, LХIV).
Другой исследователь пишет, что независимо от древних Крымских епархий «... христианство в период времени до IХ в. существовало и в восточной половине нынешней Южной России... В Предкавказьи было несколько епархий (Фанагорийская, Тмутараканская и др.).
Из Крыма же через Тмутараканскую епархию христианство распространяется далее на север и именно к Хозарам... Около половины VIII столетия Хозария имеет уже своих епископов...».
(«Церковные Ведомости» Прил. 1915 г., № 24, с. 731).
В другом месте значение Тмутаракани в деле христианского просвещения Руси определяется еще значительнее и шире.
«... Во время походов кн. Владимира против Варды Фоки, Киевское государство вошло в общение с русскими, находившимися в Тмутаракани, и Тмутараканская Русь была включена в состав державы Владимира Святого. Отсюда проникло во время княжения сына Владимира, Мстислава, византийское влияние в Чернигов, а затем на север России, в Ростов и Муром...» — и с этим, по-видимому, нельзя не согласиться.
Со своей стороны, также и «Словарь исторический о святых...» сообщает: (с. 211):
«... История свидетельствует, что в Тмутаракань, бывшую столицу некоторых удельных князей Российских, хиротонисан в Киеве в конце ХI века епископ; но епархия сия при самом начале от нашествия печенегов и половцев уничтожилась...».
Наконец, даже Е.Е. Голубинский подтверждает существование Тмутараканской епархии в конце ХI века.
Со своей стороны вполне допускаем существование там архиерейской кафедры и в значительно более ранние времена.

2) Епископ Матхарский; упоминается на Константинопольском Соборе в 379 г.

3) Николою именуется он в «Словаре историческом о святых...» (с. 206); там же сказано, что происходил из иноков Печерских.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–