|
Скифская (Томитанская) епархия
|
|
|
Организация:
[недействующ.]
[самостоятельн.]
| |
Дата учреждения:
|
Дата закрытия: |
|
|
|
История
Упоминается до IX в., включительно.
Резиденция в гор. Томи, о котором упоминают: в I в. — Плиний в кн. 4, гл. 2; в IV в. — Аммиан Марцеллин кн. 17, гл. 3; в V в. — Созомен, Церк. Ист., кн. 6, гл. 21; в VI в. — Прокопий, ист. Визант., 2, с. 457; в Х в. — Константин Багрянородный, там же, XXII, с. 17 и 26, и др.
Этот Томи Фракийский следует отличать от Иллирийского и Босфорского (полагаемого арабскими писателями при Азовском море) и не смешивать с Констанцией.
«... Древняя Геродотовская Скифия простиралась от устья Дуная (Истра) или даже от Балканских гор (Гелиуса) до Азовского моря и Дона (Танаиса). Южною ее границею были частию Дунай и Черное море, восточною — Азовское море и Дон на неопределенное пространство, западною — Прут или несколько далее, также на неопределенное пространство к северу. Так понимали эту Скифию и в первом веке по Рождестве Христове... Следовательно, древняя Скифия заключала в себе нынешние Бессарабию и губернии Херсонскую, Таврическую и Екатеринославскую, т. е. весь наш Новороссийский край, простирающийся от Дуная и Прута до Дона. Впрочем, мы говорим о пределах Древней Скифии только приблизительно, считая излишним для нашей цели входить в разбор разных мнений о сем предмете...» (архим. Макарий, с. 5, прим. 4).
Епархия населена, по преимуществу, славянами.
До Халкидонского Собора — «самовластная» (т. е. автокефальная); 28-м прав. этого Собора подчинена юрисдикции Константинопольского Патриарха как и все прочие церковные области «в пределах варваров», но номинально и далее продолжала числиться «самовластною».
Архиепископия.
(По архим. Макарию: «История Христ. в России до ... Владимира», с. 47-60).
|
|
|
Комментарии
1) Управляющий епархией при Диоклитиане (284-292 гг.), во дни его гонений на Христову Церковь.
2) Священномученик; при Лицинии ввержен в море.
3) Присутствовал на Первом Вселенском Соборе; в списке епископов этого Собора не значится (как и некоторые другие его участники), но, по свидетельству Евсевия, являлся участником этого Собора.
4) Потерпевший за обличение императора Валента (царствовавшего 365-378 гг.) в Арианстве.
5) Современник Иоанна Злагоуста; назывался Гуннами, — за благочестие, чудеса и ученость, — «Богом Римлян».
6) Участник Третьего Вселенского Собора.
7) Обличитель Несториан и Евтихиан.
8) Участник Поместного Константинопольского Собора (на Евтихия) и, — в 451 г., — Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора.
9) Участник Поместного Константинопольского Собора 520 г.
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|