Список рубрик Все объявления

Перечень Всех новостей


Ищу родственников протоиерея Стефана Шелыгина. Архангельская епархия до 1927 года. Репрессирован в Курганскую область. В 1937-38 гг. пропал без вести, арестован
11/06/09

А КРЕСТ ЗАКРАШИВАЛИ ЧЕРНИЛАМИ...
Сегодня, когда мы с трепетом берем в руки старые фотографии, всматриваясь в суровые, благородные лица погибших священников , трудно представить себе, что несколько десятилетий назад эти фотографии тщательно скрывали от глаз людей. Больше того: ту часть, где изображен священник , безжалостно отрезали, а крест закрашивали чернилами;
Эта фотография как раз и есть такая отрезанная часть от общей, семейной, объясняет отец Николай Пантелеев, показывая фото своего прадеда, священника Стефана Шелыгина; Но и она появилась в семье не сразу. Прежде я знал о своем прадеде лишь то, что он исчез в годы репрессий, скорее всего был расстрелян. Но глубоко над этим еще не думал. Все изменила молитва об усопших;
В 1994 году, будучи музыкантом по профессии, Николай поступил в Духовное училище. Своими наставниками считает священников Александра Есенина, Иоанна Осиповича, Сергия Спиридонова, протодиакона Димитрия Тарантина и многих других, которые помогли укрепиться в вере. Спустя год он отправился в Иерусалим. Тогда и посоветовали ему духовные наставники молиться за своего прадеда.
И я стал усердно молиться именно об упокоении, родолжает отец Николай. Потом начал разыскивать имена, переписывать родственников. В 2000 году Собор прославил в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Существует икона Новомученики и исповедники Российские явленные и неявленные. Все это заставило о многом задуматься И все стало получаться по милости Божией. Появились фотографии (мама привезла от родственников из Магнитогорска), появился расшитый бисером пояс прадеда Однажды мама почувствовала себя плохо и стала раздавать ценные вещи. Достала откуда-то пояс и протянула мне со словами: А это тебе. Потом сказала, что видела его на фотографии прадеда. Должно быть, его расшивала матушка Надежда: она была рукодельницей, сама украшала священнические облачения.
О жизни отца Стефана Шелыгина узнать удалось немного. Служил в Архангельской области, были у них с матушкой Надеждой шестеро детей и много приемных сирот. В 1927 году его репрессировали и выслали из Архангельска. Расстрелов тогда еще не было. Этапом его привели в Курганскую область, где он служил в селе Александровка близ села Половинное. После ареста в 1937 или в 1938 году священник Стефан Шелыгин исчез
Детей его звали: Анна, Николай, Зосима, Любовь, Нина, Алексей. Никого из них уже нет в живых. Осталась только дочь Анны Лина, которая живет в Магнитогорске. В трудные годы умерли и сироты-приемыши.
Бабушку Любовь, среднюю дочь отца Стефана и матушки Надежды, отец Николай помнит хорошо. Она и крестила его в детстве. Жили тогда в Челябинске, где единственным незакрытым храмом оставался храм Симеона Верхотурского. Туда бабушка водила своих внуков с осторожностью, по одному В доме ее, как вспоминает отец Николай, все было как у священника: крест, Евангелие на подставке, полка с иконами. Что-то бабушка всегда читала, — может, псалмы, может, молитвы, но вслух об этом не говорила. Предсказала своему внуку судьбу музыканта, а вот того, что он станет священником , наверное не предвидела. Или молчала?..
В 60-х годах мама и бабушка вместе с детьми съездили в Курганскую область. Многие люди помнили семью батюшки, так как до этого священников там не было и богослужения не проводились.
Неисповедимы пути Господни! В день освящения Храма-на-Крови, отец Николай неожиданно для себя познакомился со священником Симоном Глущенко из села Половинное Курганской области. Староста его прихода Таисия Алексеевна Раева. С ней и списалась по просьбе отца Николая дочь священника Григория Пономарева Ольга. Вскоре пришел ответ.
Из письма: Про батюшку Стефана Шелыгина я спрашивала у одной старушки. Это Анна Пестолова. Раньше она жила в селе Александровка. Она рассказывала, что тогда была маленькой и помнит, что там служил батюшка Стефан Шелыгин , и матушку Надежду помнит. И что ходил он к прихожанке Матроне (она в церкви помогала), фамилия ее была Сатуленко. Анна вспоминает еще, что батюшка мог работать и в селе Давыдовка, а в 1937/38 годах его взяли Больше его не видели, церковь разрушили и загоняли туда овец. Ходили слухи, что батюшку расстреляли.
Фамилия Шелыгиных не должна исчезнуть, считает отец Николай, потому что по бабушкиной линии рождались только мальчики. Так что поиск не закончен
Что осталось после погибшего священника ? Добрая память, немногие вещи, которые удалось найти: пояс, календарь 1911 года с личной печатью отца Стефана , сборник Богослужений Пасхи, что всегда берет с собой на праздничную службу его правнук. Да еще та самая отрезанная часть фотографии, которая должна бы затеряться, но именно она сохранилась.
E-mail: np64@mail.ru
11.06.2009


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–