|
Истинно Православная Церковь — Московская Митрополия
|
|
|
Организация:
[раскол]
[действующ.]
| |
Дата учреждения:
10.01.
2000 г.
20 век
|
|
|
История
История (в изложении сторонников ИПЦ-ММ; дополнена по другим источникам):
Истинно-Православная Церковь — Московская Митрополия (ранее имевшая название Российской Истинно-Православной Церкви) представляет собой каноническое самоуправляющееся объединение епископата, клириков и мирян и является частью Истинно-Православного движения. Это движение берет начало и имеет идеологическую и духовную связь с антисергианским движением (существовавшим с 1927 г.), которое и имело объединенное название Истинно Православной Церкви. Истинно-Православная Церковь 1920-х и последующих годов не была единой организацией, а состояла из отдельных самоуправляющихся общин и епархий (иногда — митрополичьих округов), объеденной единым мнением по наиболее важным догматическим и прочим церковным вопросам. Возникшее поначалу наряду с ИПЦ движение непоминающих (тоже, как и ИПЦ, не признававших власть митр. Сергия и его "Синода"), в дальнейшем, в той части, которая так и не признала митр. Сергия и его преемников, влилось в ИПЦ.
Создание РИПЦ и восстановление апостольского преемства
В июне 1996 года по благословению Патриарха Димитрия архиепископом УАПЦ Романом (Балащуком), бывшим ранее архиереем УПЦ КП, и епископом УАПЦ Мефодием (Кудряковым), также бывшим ранее архиереем УПЦ КП, был хиротонисан во епископа Московского и Коломенского Российской Истинно-Православной Церкви (в порядке восстановления апостольского преемства, что зафиксировано в поставных свидетельствах) иеромонах Иоанн (Модзалевский). 17 декабря 1996 г. епископ Иоанн и епископ Мефодий (Кудряков) в г. Тернополе хиротонисали во епископа Санкт-Петербургского и Старорусского архимандрита РИПЦ Стефана (Линицкого). Эти двое епископов и передали в дальнейшем апостольское преемство всем остальным епископам РИПЦ.
В 1996 г. "инициативная группа", состоявшая исключительно из бывших клириков РПЦЗ, по разным причинам недовольных ее священноначалием обратились к Патриарху Киевскому Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) Димитрию (Яреме) с просьбой о каноническом восстановлении епископата Истинно-Православной Церкви для возобновления ее открытого служения в России". В состав группы вошли иеромонах Стефан (Линицкий), служивший в московских храмах РПЦЗ, иподиакон Александр Михальченков, председатель Братства преподобного Иова Почаевского, чтец Леонид Измайлов, координатор московской единоверческой общины РПЦЗ, и инок Иоанн (Модзалевский).
В июне 1996 года с ведома Патриарха Димитрия (Яремы) иерархи УАПЦ — архиепископ Роман (Балащук) и епископ Мефодий (Кудряков) (незадолго до этого перешедшие в УАПЦ из Киевского Патриархата, возглавляемого Филаретом Денисенко) — рукоположили Иоанна (Модзалевского) во епископа Московского и Коломенского. [Вернувшись в Москву, епископ Иоанн рукоположил в сан священника, а вскоре возвел в протопресвитера главного инициатора "воссоздания РИПЦ" Александра Михальченкова, сменившего свою фамилию на Сергеева.
Основным источником финансирования РИПЦ являлись коммерческие структуры, созданные и возглавляемые протопресвитером Александром Сергеевым. Еще будучи главой Братства РПЦЗ, он неплохо освоил тот вид бизнеса, который называется в России "отмывание денег". В качестве меценатов РИПЦ выступали некоторые грузинские предприниматели, занимающиеся бизнесом в России.
Так у РИПЦ появилась собственная полноценная иерархия, которую, впрочем, Патриарх Димитрий (Ярема) рассматривал как неотъемлемую часть УАПЦ.
В конце 1996 года в Министерство юстиции РФ были поданы учредительные документы РИПЦ, в том числе Устав, в котором утверждалось, что эта Церковь существует в России с 988 года, то есть с момента Крещения Руси. Кроме того, Устав предусматривал создание на базе РИПЦ Московского Патриархата. Усмотрев слишком много параллелей с уже зарегистрированным Уставом РПЦ МП, Минюст вернул учредительные документы, отказав РИПЦ в регистрации. Это решение Министерства было оспорено руководством РИПЦ в Таганском межмуниципальном суде, который в мае 1997 года обязал Министерство юстиции зарегистрировать новообразовавшуюся Церковь].
История ИПЦММ. Первый этап: РИПЦ. Попытка быстрого роста
Первоначально, пастыри РИПЦ, движимые романтическими представлениями, взяли курс на максимально быстрый количественный рост РИПЦ, при этом истинно-православными считались все, кто таковыми себя объявил. Это привело к тому, что в Церковь стали переходить люди, в различное время отделившиеся от разных юрисдикций, в том числе и по далеким от богословских причинам (финансовым, личным и т.п.). В последствии это привело к нарастанию внутренних разногласий и чуть не вылилось в организационный распад РИПЦ. Нынешнее руководство ИПЦММ (как стала называться РИПЦ с 2000 года) считает взятый тогда курс ошибочным.
Так в 1997 году к РИПЦ примкнул близкий друг и духовный наставник свергнутого в 1991 году президента Грузии Звиада Гамсахурдия, архиепископ Никорцминдский Амвросий (Катамадзе), который покинул свою страну и был изгнан своей юрисдикцией по чисто политическим причинам.
30 марта 1997 года епископ Иоанн, епископ Стефан и архиепископ Амвросий хиротонисали во епископа Гайнатского и Имеретинского для Грузинской Истинно-Православной Церкви архимандрита Моисея (Ходжаву).
На фоне некоторого роста численного состава РИПЦ ее ждало первое испытание. В июне 1997 г. первый из новорукоположенных епископов РИПЦ Иоанн попытался создать самочинное сборище и учинить раскол, прекратив общение со всеми епископами РИПЦ, надеясь с помощью государственной власти парализовать деятельность Священного Синода РИПЦ.
Архиерейский Собор со скорбью и после многократных увещеваний и предупреждений был вынужден своим Определением от 26 июня 1997 года извергнуть епископа Иоанна (Модзалевского) из священного сана. Во избежание властных претензий, было решено управление Московской Епархией передать Совету Преосвященных Викариев, в который вошли архиепископ Амвросий (Катамадзе) с титулом Крутицкий (впоследствии возведенный в митрополиты) и епископ Стефан (Линицкий) с титулом Дмитровский (впоследствии возведенный в архиепископы). Тот же Архиерейский Собор вынес решение об окончании периода икономии в отношении Московской Патриархии. Это решение было принято в развитие неизменной позиции исторической ИПЦ и подтвердило духовную связь и идеологическое преемство с архиереями, духовенством и паствой, стоявшими у истоков создания Истинно-Православной Церкви и отрицавшими возможность присутствия Благодати Святого Духа у нераскаявшихся отступников.
Отказ Патриарха Димитрия (Яремы) поддержать решения Архиерейского Собора РИПЦ, а также признание УАПЦ власти над собой новостильного Константинопольского Патриарха (активного участника экуменических действ) повлекли за собой приостановление молитвенно-евхаристического общения между УАПЦ и ИПЦ.
В 1997 году была принята в общение группа, считавшая себя частью исторической ИПЦ и не имевшая канонического преемства, во главе с Рафаилом (Прокопьевым). При вступлении эта группа обязалась всю свою деятельность согласовывать с доктриной ИПЦ, канонами и догматами Православной Церкви (это обязательство в дальнейшем выполнено не было). Все рукоположения этой группы были признаны не имеющими никакой силы. Для этой группы были поставлены ее кандидаты в клир, начиная с монашества и самых младших степеней, причем якобы "архиепископы" становились просто священниками. 21 сентября 1997 года митрополит Амвросий, архиепископ Стефан и приехавший из Грузии епископ Моисей рукоположили во епископы Волоколамские, викарии Московской Епархии ранее рукоположенного во священники и возведенного в архимандриты Рафаила (Прокопьева), а 19 октября 1997 г. митрополит Амвросий и епископ Рафаил рукоположили во епископы для Санкт-Петербурга архимандрита Сергия (Моисеенко).
25 февраля 1998 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор ИПЦ, на который приехали Епископы, ранее отделившиеся от Российской Православной Свободной Церкви и находившиеся вне какой-либо юрисдикции, Тульский и Брянский Арсений (Киселев) и Казанский и Марийский Александр (Миронов). Прибывшие архиереи выразили желание соединиться с РИПЦ, войдя в ее состав со своими епархиями, духовенством и паствой. Архиерейский Собор РИПЦ принял обоих Преосвященных, назначив Епископа Арсения на Владимирскую кафедру и включил бывших Епископов Свободной Церкви в состав Священного Синода РИПЦ.
28 июня 1998 года очередной Архиерейский Собор РИПЦ принял решение (по представление митр. Амвросия) хиротонисать архимандрита Дидима во епископа. Его хиротония была совершена 30 июня 1998 года.
22 ноября 1998 г. согласно решению Архиерейского Собора РИПЦ игумен Вячеслав (Лисовой), чью кандидатуру представил Архиепископ Стефан (Линиций), был возведен в сан Епископа (впоследствии возведен в сан Архиепископа Коломенского).
Между тем в Синоде РИПЦ нарастали противоречия между теми, что был строго сориентирован на идеалы ИПЦ и теми, кто пришел в Церковь по другим мотивам. Гордыня и амбиции были их водителями, а нежелание подчиняться общим правилам они хотели сделать законом Церкви. Рукоположение Вл. Вячеслава выявило эти противоречия. Дело в том, что еще будучи священником, Вл. Вячеслав проявил себя как приверженец строго соблюдения Св. Канонов и твердого исповедания Православной Веры, хранимой в ее чистоте Истинно-Православной Церковью.
Вскоре после этого рукоположения деятельность митр. Амвросия (Катамадзе) приобрела ярко выраженный деструктивный характер (чему предпосылки наблюдались и ранее). Его неудовлетворенные претензии на первосвятительство в нашей Церкви побудили его прервать общение с Синодом РИПЦ. После многократный увещеваний митр. Амвросий (Катамадзе) за систематическое противодействие Священному Синоду и Архиерейскому Собору был запрещен в священнослужении. За демонстративное игнорирование канонической санкции, после предписанных Св. Канонами увещеваний, он был извергнут из священного сана, а позже — предан анафеме (решения Архиерейских Соборов от 22 января 1999 г. и 13 марта 1999 г.). Следом за ним от Церкви отделились бывшие Архиепископы Александр Миронов, Арсений Киселев (ранее отошедшие от Синода Архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина и от РПЦЗ) и их рукоположенные братья и сыновья (бывшие епископы Тихон и Назарий). За раскольническую деятельность к ним были применены канонические санкции вплоть до лишения священного сана (решение Архиерейского Собора от 13 марта 1999 г.).
В то же время в Св. Синод стала поступать информация, что Преосвященный Рафаил не исполнил своего обещания, данного при присоединении к Церкви о приведении своей деятельности в соответствие с учением Православия. Это выразилось в скрытом от Церкви состоянии в молитвенном общении с псевдоправославными структурами, не имеющими апостольского преемства и в публичной проповеди учений, несовместимых с Православием. Исходя из чувства братолюбия и давая время на покаяние Св. Синод счел возможным почислить Вл. Рафаила (Прокопьева) за штат и освободить ото всех занимаемых должностей (решение от 13 марта 1999 г.). Однако, видя жестокосердие, отсутствие покаяния и учитывая тяжесть догматических отступлений Св. Синод решением от 27 ноября 1999 г. изверг находящегося на покое Вл. Рафаила (Прокопьева) из священного сана.
Со скорбью мы должны признать, что в этот момент в нашу среду стали проникать модернистские и обновленческие настроения. К сожалению, выразителем этих настроений стал секретарь Св. Синода протопресвитер Александр Сергеев, стоявший у истоков возрождения ИПЦ. На заседании Св. Синода 27 ноября 1999 г. о. Александр выступил с ультиматумом, что или Церковь примет его программу реформ (в частности, перевод служб на русский язык и их радикальное сокращение, отмена обязательного монашества епископов и в перспективе самого монашества, существенное ограничение прав архиереев и т.п.), то он и поддерживающее его духовенство выходит за штат. При этом о. Александр подчеркнул, что их выход за штат отнюдь не означает "отход от дел". Св. Синод отверг предложенную реформу, однако, памятуя заслуги о.Александра перед Церковью предложил перенести рассмотрение прошения о выходе за штат на один месяц.
В течение этого времени были предприняты многочисленные попытки вразумить о. Александра, но он, не внимая голосу разума и убеждавших его Архиереев, в разговорах с каждым из них раздувал личные противоречия и склонял их к принятию решения об упразднении Высшего Церковного Управления и к переходу каждого Архиерея на автономное самоуправление. К сожалению, по слабости человеческой его начинанию сопутствовал успех и решением Св. Синода от 11 декабря 1999 г. такое решение было принято. При этом о. Александр со товарищи отказался подчиняться кому бы то ни было из Архиерев, тем самым организовав самочинное сборище.
В этих условиях два Архиерея, стремившиеся к сохранению ИПЦ, Вл. Стефан (Линицкий) и Вл. Вячеслав (Лисовой) приняли решение о рукоположении во епископы двух кандидатов: игумена Михаила (Вишневского) и архимандрита Кириака (Темирциди). Хиротонию епископа Михаила совершили владыки Стефан и Вячеслав 28 декабря 1999 г., а хиротонию епископа Кириака совершили Владыки Стефан, Вячеслав и Михаил 7 января 2000 г.
С глубоким прискорбием вынуждены отметить, что Владыки Стефан и Кириак выступили на организованной свящ. Глебом Якуниным пресс-конференции, на которой, по версии средств массовой информации поддержали модернистские идеи последнего. При этом их выступление принесло реальный вред репутации Церкви, поскольку СМИ интерпретировали это участие, как позицию всей РИПЦ. Последовавшие опровержения СМИ проигнорировали. К сожалению, последующее развитие событий показало, что это выступление, вопреки утверждениям выступавших, не было случайным.
История ИПЦММ. Второй этап. Новое название. Курс на строгое следование канонам и доктрине
Восстановление Высшего Церковного Управления и смена названия. Группы, отошедшие от ИПЦ
В связи со сложившимся положением оставшиеся верными Православию и его Традиции епископат и духовенство РИПЦ 10 января 2000 г. провели Поместный Собор, который восстановил канонический строй управления Церковью и избрал Священный Синод в составе: Архиепископа Вячеслава (Лисового) — Председатель, Епископа Михаила (Вишневского), протоиерея Владимира Розенталя, иерея Андрея Езерского. Кроме прочего, Собор настоятельно рекомендовал воздержаться от духовного общения с "сергеевцами" и духовенством Архиепископа Стефана до особого суждения.
Позже Св. Синод ИПЦММ вернулся к рассмотрению этого дела и решил о. Александра Сергеева и примкнувших к нему священнослужителей извергнуть из священного сана (решение от 28 октября (11 ноября) 2000 г.), а Архиепископа Сергия (Моисеенко), участвовавшего в ликвидации Высшего Церковного Управления, а также сослужившего с лицами вне общения с Церковью и дискредитирующего Церковь своими провокационными и ложными публичными заявлениями — изверг из священного сана и предал анафеме (решение того же заседания). На том же заседании Св. Синода Епископ Дидим (Нестеров) был почислен за штат ИПЦММ.
В феврале 2001 года стало известно, что Архиепископ Стефан и пребывающие с ним епископы создали отдельную структуру, под названием "Православная Церковь Возрождения", которая впечатляюще отошла от Православия, и следовательно от традиций ИПЦ, которая всегда стояла на позиции строгого соблюдения канонов. Это следует из материалов, размещенных на сайте этой структуры. Там заявлено, что весь епископат принадлежит к ИПЦ, но при этом прослеживается явный отход от всей доктрины ИПЦ, провозглашена обновленческая программа. Был проведен поместный Собор без приглашения иных епископов ИПЦ, на котором проведена канонизация о. Александра Меня и все, что Меню ставится обычно в обвинение, поставлено ему в заслугу, стало доказательством его праведности.
В связи с этим Св. Синод на заседании от 19 февраля (4 марта) 2000 года, рассмотрев материалы сайта, названного официальным сайтом ПЦВ, заявил, что "ПЦВ по своим каноническим и вероучительным позициям никакого отношения к ИПЦ не имеет и все ссылки этой структуры на ИПЦ неправомочны", а также постановил "не считать Архиепископа Стефана (Линицкого), Епископа Кириака (Темирциди), Епископа Дидима (Нестерова) епископами ИПЦ", и решил, что "в силу того, что при рукоположении Архиепископом Стефаном (Линицким) и Кириаком (Темирциди) других епископов были нарушены нормы Канонического Права", т.е. при рукоположениях епископов иные епископы ИПЦ даже не ставились в известность, "считать рукоположенных епископов никогда не бывшими епископами ИПЦ". Св. Синод запретил "сослужение с ПЦВ всем клирикам ИПЦ, а мирянам ИПЦ — участие в службах ПЦВ". По решению Св. Синода "в случае обращения любого клирика ПЦВ принимать его только решением Св. Синода, причем степень икономии определять в каждом конкретном случае".
Собор 10 января 2000, учитывая то, что название РИПЦ было в достаточной мере дискредитировано, а также подчеркивая, что наша Церковь является автономно управляемым Митрополичим округом Российской Православной Церкви, принял решение сменить название РИПЦ на Истинно-Православная Церковь — Московская Митрополия. Сейчас руководство Церкви ведет работу по перерегистрации с новым названием.
Решения, отражающие позицию Священноначалия ИПЦММ на строгое следование Православию
Делая вывод из истории развития РИПЦ Священноначалие ИПЦ приняло решение внимательно относиться ко всем приходящим к Церкви и сущим в ней, требуя прежде всего строгого следования учению Православной Церкви и неукоснительного соблюдения Св. Канонов безо всякого изъятия или лукавства.
Так, Св. Синод в решении от 19 февраля (4 марта) 2000 года рассмотрел вопрос о соблюдении Канонов, принял следующие решения: "1. Каноны должны соблюдаться строго; 2. Если благо Церкви требует изъятия конкретного случая из-под действия канона, относящегося к домостроительным канонам, это изъятие должно в каждом конкретном случае оформляться решением Св. Синода с рассмотрением этого случая; 3. Каноны должны пониматься в том самом смысле, к каком они принимались".
Тот же Св. Синод обратил внимание на то, что может возникнуть противоречие между Св. Преданием и традициями, и начал рассмотрение подобных вопросов по заявлениям священнослужителей. Так, поступили вопросы, в том числе, и поднятые в церковной прессе, относительно трехдневного обязательного поста для мирян и его согласованности с нормами Св. Канонов, запрещающими пост в субботу, а также с тем, что в Св. Предании не было обнаружено никаких оснований для введения особых правил подготовки ко Св. Причащению для мирян, отличных, особенно в сторону ужесточения, от таковых для священнослужителей. В связи с этим Св. Синод принял решение "считать трехдневный пост крайне желательным и душеспасительным; предложить всем пастырям побуждать своих пасомых к соблюдению этого поста, но не считать его несоблюдение (в отличие от предевхаристического воздержание от еды и пития) достаточным поводом для отказа от причастия".
Тогда же были рассмотрены вопросы о новых неообновленческих заблуждениях. Распространяется мнение, в том числе в интернете и средствах массовой информации, что канонический, да и догматический строй Церкви, подвержен временным изменениям и должен приспосабливаться на потребу времени (как это уже принято в неокатолической церкви со второй половины 1960-х годов). Поэтому в чин Торжества Православия добавлена следующая анафема: "Безумне глаголющим, яко от Правил Святых Соборов и Святых Отец неции ветхи суть и ко спасению нашему не важны суть, анафема". Также было решено вернуться к более подробному рассмотрению вопроса о современных заблуждениях.
Также рассматриваются и различные пастырские вопросы. Так на том же заседании Св. Синода был поднят вопрос о строгости соблюдения предъевхаристического воздержания от воды и пития для больных, особенно тех, что нуждаются в приеме лекарственных препаратов для поддержания жизни или нормального состояния здоровья. Решение было принято такое: "О предъевхаристическом воздержании от еды и пития. Принятие лекарственных препаратов болящими во время предъевхаристического воздержания в исключительных случаях считать допустимым. Оправдание этого изъятия определяется духовником в каждом конкретном случае".
Так же Св. Синод на заседании от 19 февраля (4 марта) 2000 года принял решение, что следует отказаться от формулировок в ектеньях в отношении современной власти, характеризующих ее действия как "безбожное мучительства". Св. Синод отметил, что эти формулировки, принятые в конце 1920-х годов в отношении тогдашней большевистской власти, не могут быть применены в отношении власти нынешней, которая уже не является гонительницей Церкви Христовой, но и не является ее помощницей. Поэтому был принят текст новых ектеньей: "О еже мир и славу вселити в земли нашей Россистей, и избавити нас от всех вражиих наветов и бедных нахождений, Господу помолимся" и "О еже пременити всю скорбь и сетование наше на радость и веселие и бедствование в твердый мир, нас же необоримых от всех вражиих наветов всегда сотворити, Господу помолимся".
(См.: http://www.blago.org/history.htm, http://ecclesia.narod.ru/id0_3b.htm)
Традиционалистская церковь.
1 мая 2011 г. после тяжелой болезни скончался митрополит Московский и Коломенский Вячеслав (Лисовой), первоиерарх Истинно Православной Церкви — Московской Митрополии . Временно управляющим делами ИПЦ-ММ назначен архиепископ Минеаполисский и Чикагский Алексий (Бондаренко).
Иерархия:
Вячеслав (Лисовой)
Михаил (Вишневский)
Алексий (Бондаренко), епископ Чикагский
|
|
|
Служители
|
Глава
|
митрополит
Вячеслав (Лисовой)
|
10.01.
2000 г.
20 век
—
01.05.
2011 г.
21 век
|
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|