link4930 link4931 link4932 link4933 link4934 link4935 link4936 link4937 link4938 link4939 link4940 link4941 link4942 link4943 link4944 link4945 link4946 link4947 link4948 link4949 link4950 link4951 link4952 link4953 link4954 link4955 link4956 link4957 link4958 link4959 link4960 link4961 link4962 link4963 link4964 link4965 link4966 link4967 link4968 link4969 link4970 link4971 link4972 link4973 link4974 link4975 link4976 link4977 link4978 link4979 link4980 link4981 link4982 link4983 link4984 link4985 link4986 link4987 link4988 link4989 link4990 link4991 link4992 link4993 link4994 link4995 link4996 link4997 link4998 link4999 link5000 link5001 link5002 link5003 link5004 link5005 link5006 link5007 link5008 link5009 link5010 link5011 link5012 link5013 link5014 link5015 link5016 link5017 link5018 link5019 link5020 link5021 link5022 link5023 link5024 link5025 link5026 link5027 link5028 link5029 link5030 link5031 link5032 link5033 link5034 link5035 link5036 link5037 link5038 link5039 link5040 link5041 link5042 link5043 link5044 link5045 link5046 link5047 link5048 link5049 link5050 link5051 link5052 link5053 link5054 link5055 link5056 link5057 link5058 link5059 link5060 link5061 link5062 link5063 link5064 link5065 link5066 link5067 link5068 link5069 link5070 link5071 link5072 link5073 link5074

Белое Духовенство



Левитин Анатолий Эммануилович

  
  
Место:  рождения: г. Баку
Генеалогия:  дед — д. ст. советник Виктор Антонович Мартыновский
отец- Эммануил Ильич Левитин
мать — Надежда Викторовна (урожд. Мартыновская)
Дата рождения:  1915 г. 20 век
Дата смерти:  1988 г. 20 век

 
Биография

Левитин Анатолий Эммануилович родился 8 (21) сентября 1915 г. в г. Баку. Отец — юрист, мать — актриса. Назван Анатолием в память двоюродного деда по матери архиепископа Анатолия (Мартыновского) и в честь прп. Анатолия Печерского.
В 1915-1920 жил в доме бабушки в Тифлисе. После конфискации имущества во время революции переехал с бабушкой к родителям в Петроград.
Рано проявилась любовь к церковным службам. Дружил с иеромонахом Матвеем (Челюскиным Михаилом). Был помещен в интернат им. А.С. Грибоедова. В 1932 г. после встречи с Александром Введенским перешел в обновленчество. Был близок к обновленческому митрополиту Николаю (Платонову). Был знаком и близок к епископу Николаю (Ярушевичу), выполняя по его просьбе справки в публичной библитотеке. С 1933г. по 1935г. учился в педагогическом техникуме. Активно участвовал в церковной жизни послереволюционного Петрограда, был знаком с видными церковными деятелями Петрограда.
В начале 1930-х годов — иподиакон епископа Сергия (Зенкевича) в Ленинграде.
23 апреля 1934 г. арестован в Ленинграде. Находился до окончания ареста в мае 1934 г. в тюрьме на Шпалерной.
В 1935-1940 гг. учился в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена на факультете русского языка и литературы
Одновременно преподавал в школе. После окончания института поступил в аспирантуру НИИ театры и музыки. В 1941г. был призван в армию, но вскоре после болезни был демобилизован. В самом начале 1942 г. был эвакуирован из Ленинграда. В 1942 г. приехал в Ульяновск, где в то время находился митрополит Сергий (Страгородский). Одновременно там же был Александр Введенский — глава обновленческой церкви
27 февраля 1943 г. рукоположен в диакона в Ульяновске обновленческим митрополитом Александром Введенским.
Служил в Ульяновске. На Троицу в 1943 г. служил последний раз в сане диакона. В этот день Введенский отказал ему от службы в церкви. После этого Левитин написал заявление на имя митрополита Сергия о принятии его в лоно Православной Церкви. Произошла встреча с митрополитом Сергием. На встрече митрополит Сергий сказал Левитину: "Ну, на все воля Божия. Господь все устроит и укажет, что надо делать. К обновленцам вы зря пошли... Потерпи до Нового года, а там тебя устроим". На заявлении была написана резолюция: "Как видно из прошения, проситель ищет в Церкви Божией не духовного для себя руководства, а смотрит на нее как на орудие в деле желаемого для него обновления мира в духе идей В.С. Соловьева. Между тем следует искать в Церкви Божией не осуществления людских чаяний, а благодати Святаго Духа, ради которого можно потерпеть и наши немощи..." Далее говорилось, что хиротония, полученная от Введенского признана быть не может и рекомендация по прохождению эпитимьи и "перед Рождеством подать заявление о рукоположении в священный сан". Но осенью 1943 г. митрополит Сергий срочно покинул Ульяновск. Вскоре из Ульяновска уехал и Левитин
Начались скитания по стране: Самара, Узбекистан... 22 ноября 1944 г. в Ташкенте в алтаре в присутствии двух священников, А.Э. Левитин прочел акт отречения от обновленчества, и за литургией впервые за семнадцать месяцев причастился... Через полгода с рекомендацией епископа Кирилла (Поспелова) поехал в Москву поступать в Духовную Академию. После поступления в Академию в 1945 г., через две недели было отказано в разрешении в ней учиться. Левитин устроился на работу в школу рабочей молодежи N 116 учителем русского языка и литературы.
6 июня 1946 г. арестован в Москве. На следствии заявил, что считает "свой арест недоразумением или результатом какого-либо ложного доноса, так как никакой вины за собой не чувствую". В своих воспоминаниях главным виновником своего ареста считал сына обновленческого митрополита Александра Введенского — священника Александра Александровича Введенского
Особым Совещанием при МГБ СССР 31 августа 1949 г. по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР приговорен к 10 лет ИТЛ, считая срок с 8.06.1949 г.
После нахождения в Бутырской тюрьме в октябре 1949 г. переведен в Архангельскую область в Каргопольский лагерь. С 1953 по 26 мая 1956 г. находился в лагере Гаврилова поляна Молотовского р-на Куйбышевской области (здесь же в это время находился в заключении Иоанн Крестьянкин).
По возвращении в Москву: "я сразу после выхода из лагеря бросился в омут политики, сначала церковной политики, потом и политики общей". Работал в школе в 1956-1959 гг., потом был из нее уволен. В лагере познакомился с Вадимом Шавровым, с которым начали писать совместно историю обновленческого движения. Неоднократно выступал свидетелем на диссидентских процессах, подписывал письма-петиции. Один из инициаторов инициативной группы защиты прав человека. Работал счетоводом в церкви. Содрудничал в "Журнале Московской Патриархии" до июня 1960 г. В 1960-е годы активно боролся с антицерковной политикой властей
12 сентября 1969 г. арестован за "изготовление, размножение и распространение материалов порочащих советский и государственный строй" и заключен в Бутырскую тюрьму, затем переведен в тюрьму в Сочи. С 1970 г. проживал в Москве, до ареста 8 мая 1971 г. Народным судом 19 мая 1971 г. приговорен к 3 годам ИТЛ по ст.190, 142-1. Наказание отбывал в лагере г. Сычевка Смоленской области, в тюрьме Лефортово до освобождения 8 июня 1972 г.
После освобождения из лагеря начал хлопотать об эмиграции. Получил вызов от архиепископа Иоанна (Шаховского). В визе было отказано. 20 сентября 1976 г. эмигрировал в Швейцарию (был фактически выслан из страны). Жил в Израиле, Франкфурте-на-Майне (Германия), Люцерне (Швейцария), Париже.
В эмиграции работал над книгами воспоминаний, выступал с лекциями. Сотрудничал в газете "Русская мысль"
Трагически погиб 4 апреля 1991 г. в г. Люцерне.
Автор многочисленных статей в самиздате. Публиковался также под псевдонимами Краснов-Левитин, Левитин-Краснов, А. Краснов.

Труды:
Строматы. — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972. 155 с. (под псевдонимом А. Краснов).
Лихие годы, 1925-1941: Воспомнания. — Париж: УМСА-Рress, 1977. 456 с.
Очерки по истории русской церковной смуты: [20-е -30-е гг. ХХ в.]: В 3 томах. — Кюншахт (Швейцария): Glaube in der 2. Welt, 1978 (совместно с В. М. Шавровым) (2-е издание (в одном томе) — М.; Кюшнахт: Крутицкое подворье; Glaube in der 2. Welt, 1996. 670 с.).
"Рук твоих жар" (1941-1956). — Тель-Авив, 1979. 477 с.
Родной простор: Демократическое движение. — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1981. 491 с.
У ворот. — Париж: Поиски, 1982. 125 с.
Два писателя. — Париж: Поиски, 1983. 294 с.
В час рассвета: (20 лет спустя...). -Париж: Поиски, 1984. 137 с.
Из другой страны. — Париж: Поиски, 1985. 173 с.
По морям, по волнам... — Париж: Поиски, 1986. 174 с.
В поисках нового града. — Тель-Авив: Круг. 410 с.

Литература:
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С. 64.
Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. С.150.
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. С.150.


(См.: http://www.pstbi.ru/)



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–