Белое Духовенство



Верховский Иван Тимофеевич

  
  
Сан:  священник

Церковная принадлежность

Единоверческая

   
  

 
Биография

Верховский Иван Тимофеевич, единоверческий священник, направлявший все усилия на поддержку и оправдание раскола. Родился в единоверческой семье и был сыном известного единоверческого протоиерея Тимофея Александровича Верховского. Богословское образование получил в Пермской духовной семинарии. Состоял священником в Санкт-Петербурге при Никольской единоверческой церкви. Уверившись в том, что единоверие двулично и двусмысленно, стал печатать статьи в пользу раскольничества, которые он помещал в "Церковно-Общественном Вестнике" и "Гражданине" ("Свод практических церковно-государственных истин для окончательного решения всех вопросов по расколу"). Уклоняясь от наказания со стороны Священного Синода в 1885 г., тайно оставил свой приход и бежал сначала в Москву, а оттуда уехал в Яссы, в раскольнический монастырь. В Москве явился к местному раскольническому архиепископу Савватию, а по удалении за границу ездил в Белую-Кринницу и там также принял благословение у раскольнического митрополита Афанасия, который разрешил ему присутствовать на раскольнических службах, стоя на клиросе. 19.07.1885 Святейший Синод исключил Верховского из священного сана и списка церковного клира. Живя за границей Верховский помогал Онисиму Швецову составлять и печатать сочинения в защиту раскола, а в 1886 г. напечатал и собственные сочинения в Лейпциге и Черновцах в двух томах В первый том вошли, между прочим, послание Собору архипастырей в Киеве 1884 г. и статья о посолонном и противосолонном кругохождениях, прежде напечатанная в "Церковно-общественном Вестнике". Во второй том вошли вышеназванный "Свод практических истин" и "Голос православного против папизма на Западе и на Востоке" — статья, написанная по поводу письма иезуита Гагарина, которое было напечатано в 1878 г. в "Церковно-Общественном Вестнике". Несмотря на то, что Верховский бежал к раскольникам и вступил с ними в общение, он формально перейти в раскол, т. е., подвергнуть себя раскольническому чиноприятию, с отречением от Церкви не решился, а перед смертью покаялся в своей вине перед Православной Церковью и попросил разрешения возвратиться в Россию, где он был погребен по обряду единоверческой церкви.

Литература:
ПБЭ. т. 3. стб. 313-318.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–