Архиереи



Савватий (Брабец)

  
Ф.И.О.:  Брабец Антон Генрих
  

 
Биография

Савватий (Брабец), архиепископ Пражский и всея Чехословакии.
Савватий (Брабец / Врабец Антон, Генрих) родился 3 февраля 1880 года в семье часового мастера в Пражском Жижкове. Окончил техническое реальное училище в Каролиницах, в 1900 году приезжает в Россию, где поступает в Уфимскую духовную семинарию. В феврале 1902 года пострижен в монашество и принимает имя Савватий. В этом же году рукоположен во диакона. В апреле 1907 года рукоположен в священника. В июне 1907 года оканчивает Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В сентябре 1907 года становится духовником для чешских верующих на Волыне. С 1909 года преподает в духовной семинарии в Клеване. В 1911 году там же становится ректором и игуменом, в 1914 году — архимандрит. Во время первой Мировой войны служит миссионером в чешской сухопутной армии на Волыне. В 1919 году настоятель монастыря в Мельцах, в 1920 году администратор Ковельского района и ректор духовной семинарии в Холме.
После 14 лет деятельности на Волыни 30 октября 1921 года приезжает в Прагу. Учредив в 1903 году союз "Православная беседа", после войны он организует "Чехословацкое общество православных", неполитическое объединение, цель которого основание ортодоксальной Церкви в Чехословакии. Этот союз 15 июня 1922 года избрал духовника и епископа, хотя и не имел на это право, а министерство этот выбор ошибочно утвердило (30. 8. 1922). Это "Чешское ортодоксальное религиозное общество" обратилось к обоим ортодоксальным патриархам: к Димитрию Карловицкому (Сербская Православная Церковь) и к Мелетиосу IV Константинопольскому с просьбой посвятить Савватия во епископа. Ответа общество не получило. Сербская Церковь ждала результатов развития событий в чехословацкой Церкви, которая 25 сентября 1921 года с согласия Сербской Церкви посвятила во епископы Горазда (Павлика). Савватий некоторое время спустя направляется в Константинополь и там 4 марта 1923 года Мелетосом IV посвящается во епископа и архиепископа "Пражского и всея Чехословакии". Архиепископ должен распоряжаться в трех епархиях: пражской, маришской и карпато-русской епархиях. Патриарх сербский Димитрий направил Мелетиосу телеграмму с предостережением о возможном расколе чешской ортодоксии.
Епископ Горазд, вернувшись после круиза по Америке, предлагал немногим сотням верующим "Чешского православного религиозного общества" и нескольким сотням тысяч душ чехословацкой Церкви объединится с архиепископом Савватием, при чем оба патриарха оставались бы равноправными, однако архиепископ Савватий упрямо отказывался.
Сербская юрисдикция в то время распространялась на всю Чехословакию, а также Карпаты, и только маленькая группа русских ортодоксов при архиепископе Савватии находилась под юрисдикцией Константинополя. Их богослужения проходили в церкви святого Николая на площади Старого Города.
В 1939 году архиепископ Савватий посетил Константинополь и гору Афон.
20 октября 1940 года посвятил епископа Иллариона (Огиенко) для Украинской автокефальной православной Церкви.
По постановлению национал-социалистических властей архиепископ Савватий 5 лет находился в концентрационном лагере Дахау (1942-1945).
После возвращения в Прагу к выполнению своих служебных обязанностей не допускался.
Скончался 14 декабря 1959 года в Праге. (IKZ 50 / 1960 / 165).

Литература:
"ЖМП" 1953, № 8, с. 52.
R. Urban, Die slavisch-nationalkirchlichen Besterben in der Tschechoslowakei mit besonderer Berucksichtigung der tschechichen und der orthodoxen Kirchen. Leipzig 1938, S. 141, 143-147, 152-157.
R. Urban, Die Orthodoxe Kirche des Ostensin der 11Cechoslovakei, in: Kyrios
3 (1938) 89-97.
Fr. Cinek, Orthdjxi dissidentes in Bohemia et Moravia, in: Academia Velehradensis , 16(1940) 289f.
Kirill (Pospicil), Istorija Pravoslavija v Cechoslovakii s IX do XX vek (История православия в Чехословакии с IX по XX век), in: Pravoslavnaja Mysl' (Православная Мысль), Praga 4(1959) 1, 206-235, hier 223 ff.
P. Hauptmann, Die Orthodoxe Kirche auf ihren Wegtn ins tscheche Volkstum,
in Kio 11 (1968) 38-64, hier 47.
R. Jakowlewitsch, Die Orthodoxe Kirche in der Teschechoslwakei, in: StdO 1966, 2, 56-62, здесь 61.
I. Vlasovs'kyj, Narys istorii UPC, IV (Новая история украинской православной Церкви), 2, S.83, 84, 112 , 165-167, 174 , 216.
A. Svitic, Prav. Cerkov' v Pol'se 191.
T. Manuchina, Пути моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия, (Paris 1947) 428 ff.
R. Hauptmann, Die Ratechismen der russisch-orthodoxen Kirche (Gottingen 1971), 106, 112f.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–