Архиереи



Виссарион (Зорнин / Зорин)

  
Ф.И.О.:  Зорнин / Зорин Василий Павлович
  
Сан:  епископ

Церковная принадлежность

Григорианская

20 век   —  
20 век  

  

 
Биография

Виссарион (Зорин, Зорнин Василий), епископ Ульяновский.
Сын священника Нижегородской епархии.
Окончил Нижегородскую духовную семинарию.
В 1898 году поступил на правах волонтера в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия и правом преподаванием в семинарии.
В 1899 году пострижен в монашество и посвящен во иеродиакона. На последнем курсе Академии посвящен в сан иеромонаха.
17 августа 1902 года назначен на должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия в Калужскую духовную семинарию.
В ноябре 1902 года переведен в Александровскую миссионерскую семинарию.
В январе 1903 года — преподаватель Волынской духовной семинарии.
В декабре 1903 года — инспектор той же семинарии, а спустя несколько лет — ректор в сане архимандрита.
В 1909 году — ректор Самарской духовной семинарии.
В сентябре 1923 года хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского).
Был одним из тех немногочисленных иерархов, у которых в конце 1925 года, во время удаления митр. Петра созрела мысль захватить управление в свои руки. Вошел в состав григорианского ВВЦСовета, вместе в другими, 26 января 1926 года был запрещен митр. Сергием в священнослужении и не подчинился запрещению.
Еп. Виссариона характеризуют, как человека с "широкими замашками по благоустроению своего личного положения". Видимо, он был известен с этой стороны и митр. Петру Крутицкому; это ясно видно из резолюции, данной митр. Петром в ответ на письмо архиеп. Григория. Хотя митр. Петр и был введен в заблуждение данной емму информацией, вседствие чего и согласился на создание коллегии, -кандидатуры членов коллегии он тщательно обдумывал. Из всего состава ВВЦС туда был избран только архиеп. Григорий, да и тот был указан третьим, после архиепископов Николая Владимирского (Добронравова) и Дмитрия Томского.
Архиепископы Дмитрий и Григорий не оправдали доверия митр. Петра, он в них жестоко ошибся, но все-таки им он в то время доверял. А епископа Виссариона он не просто обошел молчанием, как остальных; нет, в своей резолюции он делает по его поводу определенное распоряжение: "Преосвященным епископам Виссариону, Тихону и Иннокентию отправиться в свои епархии". Значит, даже простое пребывание этих архиереев в Москве он считал вредным.
На этот раз митр. Петр не ошибся. Епископы Виссарион и Тихон (Русинов) прежде всего показали свою неустойчивость, отсутствие крепких убеждений. В конце июня 1926 года они принесли покаяние перед митр. Сергием, а зимой опять перебросились в григорианство. Вполне очевидно, что никаких идейных соображений тут искать нечего, под этим крылось только желание прожить поспокойнее.
После возвращения в григорианство еп. Виссарион развил энергичную деятельность вместе с еп. Борисом (Рукиным) Можайским виднейшим деятелем раскола. Прежде всего он позаботился об укреплении своего положения в Ульяновске, где оставшиеся верными митр. Сергию не хотели признавать его епископом.
23 марта 1927 года на съезде в г. Корсуни Ульяновской епархии еп. Виссарион убедил большинство съезда в каноничности ВВЦС. Базируясь на том, что в 1923 году он был благословлен в Ульяновск патриархом Тихоном, он, несмотря на сопротивление православной части съезда, добился, чтобы его избрали архиепископом Ульяновским.
На этом же съезде он предложил просить митр. Агафангела принять управление Р. П. Церковью.
Еп. Виссарион любил пышные, торжественные богослужения и такие же пышные разъезды по епархии. Эти разъезды иногда были обременительны для народа и вызывали недовольство против архиерея. Но находилось много и таких, кого прельщала эта внешняя торжественность. К тому же еп. Виссарион обладал привлекательной внешностью и умел разговаривать с людьми. Ему удалось сколотить в Ульяновской епархии крепкий костяк из убежденных григорианцев. Даже в соседнем епархиальном городе — Самаре (Куйбышеве) ему подчинялись две церкви. В Ульяновской же епархии у него имелись два викариатства, управлявшиеся епископами григорианского постановления.
По поручению архиеп. Григория епископ Виссарион не раз ездил по городам Сибири, когда григорианству там грозила опасность. Осенью 1927 года был на епархиальном съезде в г. Барнауле, где резко выступал против митр. Сергия, называя его тайным обновленцем в вынужденной тихоновской маске, которую он в свое время сбросит.
После отхода от дел архиепископа Григория сделался председателем ВВЦС.
Приняв этот пост, еп. Виссарион всячески старался укрепить свое положение и поддержать падающий авторитет ВВЦС. Жил он в Донском монастыре, в покоях Патриарха Тихона. Добился своего возведения в сан митрополита Воронежского. Через некоторое время возвел в тот же сан епископа Бориса и архиепископа Иннокентия (Соколовского), а в 1928 году в архиепископа Томского Дмитрия (Беликова).
Чувствуя, как раньше архиеп. Григорий, недостаток в ВВЦС видных епархов, новый председатель обратился к давно уже известному своими колебаниями архиеп. Дмитрию с предложением занять место в ВВЦС, и получил согласие. Впрочем, видимых результатов это не дало. Григорианство клонилось к упадку.
В 1933 году митр. Виссарион был удален от дел ВВЦС и управления епархией.
Дальнейшая судьба его неизвестна.


[Родился в 1878 г., Ромодановский р-н (Мордовия), с. Голубцовка; русский; образование высшее (духовное, Казанская Духовная Академия); б/п;
митрополит Временного церковного совета (обновленец).
Проживал: Москва, Донская пл., д. 1, кв. 105.
Арестован 20 сентября 1937 г.
Приговорен: тройкой при УНКВД по Московской обл. 23 ноября 1937 г., обв.: антисоветской деятельности и активной контрреволюционной пропаганде.
Расстрелян 25 ноября 1937 г.
Место захоронения - место захоронения — Московская обл., Бутово.
Реабилитирован в декабре 1989 г.
Источник: Москва, расстрельные списки — Бутовский полигон
Номер дела: том IV, стр. 85, место хранения дела — ЦА ФСБ РФ].


Труды:
"Слово на Новый год"
"Самар. ЕВ" 1910, № 2, неоф. с. 35.
"Вступительная речь, сказанная воспитанникам Самарской духовной семинарии на молебне перед началом учебных занятий 11 января 1910 года".
"Самар. ЕВ" 1910, № 3, неоф. с. 85.
"Мысль по поводу 49-1 годовщины обнародования Высочайшего манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости"
"Самар. ЕВ" 1910, № 5, неоф. с. 219.
"Богопознание и нарвственная жизнь по учению Св. Писания и св. Отец".
Богопознание по учнеию Свящ. Писания.
А. Ветхий Завет.
"Самар. ЕВ" 1910, № 6, неоф. с. 275.
В. Новый Завет.
"Самар. ЕВ" 1910, № 7, неоф. с. 349
- " — 1910, № 9, неоф. с. 505
- " — 1910, № 16, неоф. с. 1031.
"Изв. Кав. еп." 1903, № 3, с. 19.
"Слово в неделю Православия, сказанное а Самарской кафедральном соборе".
"Самар. ЕВ" 1910, № 7, неоф. с. 343.
"Слово в Великий Пяток".
"Самар. ЕВ" 1910, № 8, неоф. с. 433.
"Слово в день Вознесения Господня".
"Самар. ЕВ" 1910, № 11, неоф. с. 653.
"Речь к окончившим курс семинарии".
"Самар. ЕВ" 1910, № 12, неоф. с. 719.

Литература:
"Самар. ЕВ" 1910, № 19, с. 175, оф.
"Прав. Собес." 1901, февраль, с. 94.
- " - 1905, ноябрь, с. 83, 105.
"Урал. Церк. Вед." За 1927 год, № 3, с. 9.
- " - 1927 год, № 4, с. 11.
- " - 1927 год, № 12 и 13, с. 2.
"Прав. Церк. Календарь" 1927 г. (григорианский), с. 26.
Прот. засед. сов. Каз. дух. Акад. За 1898 год, с. 124.
Ахип. Иоанн (Снычев). "Церковные расколы", с. 26, 29, 30, 56, 84, 101-104.
Regel'son 391, 396.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte 11, 92, 99.

 
Должности и места служения

Симбирская епархия

17/30.09. 1924 г. 20 век   —  
09/22.12. 1925 г. 20 век
  
  

Ярославская епархия

20 век   —  
20 век
   в/у
  

член Собора
Собор Малый организационный 1925 г.

1925 г. 20 век   —  
1925 г. 20 век
  
  

Саратовская епархия

(1927?) 20 век   —  
20 век
  
  

Московская епархия

20 век   —  
20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–