Архиереи



Мелетий (Смотрисский / Смотрицкий)

  
Ф.И.О.:  Смотрицкий Максим Герасимович
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Греко-Католическая Церковь

1627 г. 17 век    
  

 
Биография

Мелетий (Смотрицкий Максим Герасимович), архиепископ Полоцкий и Витебский.
Родился в 1578 г. в семье каменецкого городского писаря.
Учился в Острожской школе.
В 1601 г. был отправлен в Вильно в иезуитскую коллегию. По окончании курса коллегии путешествовал по Германии, слушал лекции в Лейпциге и Виттенберге.
В 1610 г. издал талантливое полемическое сочинение против униатов и латинян, называемое "Фринос", или плач восточной церкви с объяснениями догматов веры. Но вскоре Мелетий стал колебаться в своих убеждениях. Вступив в Виленское православное братство, он в то же время вел тайные переговоры с униатами и мечтал покончить несогласия церквей публичным диспутом. Когда он убедился в невозможности такого примирения, то остался верен православию и в 1619 г. пострижен в монашество.
В 1620 г. Константинопольским патриархом хиротонисан во епископа Полоцкого и Витебского с возведением в сан архиепископа.
В 1623 г. был убит униатский митр. Иосафат (Кунцевич), что вызвало репрессии со стороны польского правительства. Предполагали, что и Мелетию, как борцу за православие, угрожала опасность и что из страха он тогда же решился принять унию, но предварительно уехал на Восток, надеясь устроить общее объединение церквей. Однако впоследствии выяснилось, что на Восток он поехал с совершенно другой целью. Дело в том, что в православных братствах, особенно в старейших, как Виленское и Львовское, иерархи потеряли свою былую власть. Самолюбивый Мелетий решился в помощью восточных патриархов завоевать надлежащее, по его мнению, положение в указанных братствах. Он побывал в Константинополе и Палестине и в 1625 г. возвратился в Россию с грамотами, уничтожающими ставропигию братств. Это вызвало целую бурю негодования. Мелетия называли отступником и униатом. Чтобы как-то оправдаться, Мелетий вместе с митр. Иовом Борецким (по благословению которого ездил на Восток) произнес анафему на латинян и униатов. Но это ему мало помогло. Виленское и Львовское братства послали к Константинопольскому патриарху за разъяснением грамот. Патриарх разъяснил, что старопигиальные права старейших братств не подлежат уничтожению. После этого Мелетий оказался в стесненных обстоятельствах, в Вильно ехать не решался, боясь возмущения. Он стал просить себе места в богатом Дерманском монастыре. Власти выразили согласие, но с условием его перехода в унию. Мелетий вынужден был согласиться с этим требованием и 6 июня 1627 г. перешел в унию, но только просил держать это пока в тайне, надеясь искусной политикой увлечь за собой многих. Однако это ему не удавалось. В 1628 г. на соборе в Гродеке Мелетий разъяснил различие исповеданий. Собор принял его разъяснение во внимание и было решено подготовить общественное мнение к соединению церквей. После собора Мелетий работал над трактатом, который он назвал "Апологией своего путешествия на Восток". В этом сочинении он высказывается за полное подчинение папе. Когда экземпляры сочинения попали к лицам, съехавшимся в Киев на собор, они пришли в крайнее озлобление против автора. Собор потребовал от Мелетия отказаться от "Апологии". Он пытался уклоняться от этого, но никакие уловки не помогли. 15 августа 1628 г. он участвовал в торжественном анафемствовании своей книги. 24 августа Мелетий уехал из Киева и немедленно протестовал печатно против своего насильственного отречения. С этих пор он уже открыто объявляет себя униатом и всецело подчиняется руководству иезуитов.
Остаток своих дней он провел в Дерманском монастыре.
Скончался он по одним источникам 10 августа 1628 г., а по другим — 27 декабря 1633 г.
Большой заслугой архиеп. Мелетия является составление им грамматики, которая долгое время служила пособием во всех учебных заведениях.

Труды:
Славянская грамматика (1618).
Фринос (1610).
Апология путешествия на Восток (1628).
Паренезис, или напоминание народу русскому.

Литература:
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 491, 494.
Амвросий Ист. Рос. Иерархии, ч. I, с. 229.
Голубев С. Киев. митр. Петр Могила и его сподвижники. Киев, 1883, гл. III.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 133.
Булгаков, с. 1409.
Строев П., с. 498.
Н. Д., с. 31.
Труды К. Д. А., 1869, сентябрь, с. 364, 1870, июль, с. 113, 120.
Ж. М. П., 1951, № 1, с. 48.
Истор. вестн., 1884, июль, с. 178, 1890, февраль, с. 418-420.
ЭС, т. XIX (кн. 37), с. 23, 24.

 
Должности и места служения

Полоцкая епархия

10. 1620 г. 17 век   —  
10/20.08. 1628 г. 17 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–