Архиереи



Иустин (Полянский)

  
Ф.И.О.:  Полянский Михаил
  
Сан:  епископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иустин (Полянский Михаил), епископ Уфимский и Мензелинский.
Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. Сын диакона с. Богатырева.
В 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника.
25 сентября 1854 года возведен в сан диакона, а 26 сентября — в сан иерея.
В 1864 году овдовел и 1 июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского, как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа. Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище.
В 1869 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем Харьковской духовной семинарии.
В 1870 году удостоен степени магистра богословия за свою диссертацию "Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина" и назначен инспектором Литовской духовной семинарии.
15 апреля 1872 года возведен в сан архимандрита.
С 26 декабря 1875 года — ректор Костромской духовной семинарии, одновременно был преподавателем по Догматическому богословию.
27 января 1885 года хиротонисан во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии.
С 10 августа 1885 года — епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии.
С 16 декабря 1889 года — епископ Тобольский и Сибирский. Здесь он много потрудился в деле благоустройства Обдорской и других Северных епархиальных миссий.
17 июля 1893 года уволен на покой и назначен управляющим Раненбургской Петропавловской пустынью Рязанской епархии.
С 10 декабря 1894 года — епископ Рязанский и Зарайский.
С 14 октября 1896 года — епископ Уфимский и Мензелинский.
С 14 июля 1900 года уволен на покой и снова назначен управляющим Раненбургской пустынью.
В июле 1903 года перемещен в Григорьево-Бизюковский монастырь, Херсонской епархии.
Скончался 26 сентября 1903 года в глубоком затворе в одной из башен Бизюковского монастыря.
Фельдшер Бизюкова монастыря Н. Ногачевский, хорошо знавший епископа Иустина, рассказал такой случай.
В 1919 году группа юношей задумала проникнуть в замурованный в одной из башен Бизюкова монастыря склеп, где был похоронен по завещанию епископ Иустин и надругаться над телом усопшего.
Темной осенней ночью они подошли к стене монастырской башни и стали железным ломом пробивать отверстие в склепе. Ударов в стену почти не было слышно, так как сильный ветер сгибал деревья и все вокруг гудело от непрестанного шелеста листьев.
Когда юноши пробили несколько отверстий в стене и уже предвкушали удовлетворение своего злого умысла, внезапно вырвались из этих отверстий яркие бело-фиолетовые струи огня и привели в замешательство "трудившихся". Одни из них упали на землю, другие бросились бежать, ухватившись от страха и ужаса за головы. Произошел полный переполох. Так Божия десница предохранила своего угодника от поругания.
Благотворитель и ученый, плодовитый духовный писатель — оставивший большое литературное наследство. Обладал замечательным даром слова. Еще будучи педагогом Костромской духовной семинарии, где преподавал догматику, своими воодушевленными лекциями, будил сердца слушателей, просвещая не только ум, но и сердце. Яркий проповедник и благоговейнейший епископ — аскет и затворник. Был очень скромным и многие свои произведения печатал под инициалами "А.И." или "Е.И." (архимандрит или епископ).
Епископ Иустин сам похоронил своего учителя, наставника, друга, отца (Архп. Иосиф скончался 10 февраля 1892 г.) этого великого старца Божия — прозорливца, который 8 сентября 1864 года, служа в Пятницкой церкви г. Воронежа на Рождество Богородицы, освящая антиминсы внезапно ослеп и только сказал: "Благо мне, яко смирил мя еси Господи" — литургию окончил слепым. И потом двадцать семь лет благодушно переносил свою слепоту до своей мирной и благочестивой смерти.
Для архиепископа Иосифа епископ Иустин был ближе сына родного, и, конечно, на всю его жизнь в сане священника, монаха, епископа, ученого, проповедника, аскета, затворника и архиепископа имел громадное влияние. Под его умелым старчеством вырос и окреп писательский талант епископа Иустина, а душа его достигла духовного совершенства. Стал он благоговейным епископом и строгим монахом-аскетом, проведшим остаток дней своей жизни в глубоком затворе.
Сочинения Преосв. Иустина весьма разнообразны по содержанию и их можно разделить на четыре группы:
1. Догматические,
2. Историко-патриотические,
3. Нравоучительные и
4. Гомилетические.
Его учения были изданы в 12-ти обширных томах. Для примера можно указать, что только в 10-ти томах его сочинения 4500 страниц — почти 300 печатных листов. Этот громадный труд потребовал большой усидчивости.
Не останавливаясь подробно на его многочисленных сочинениях, нам хочется особо отметить его труд "Келейное правило", о котором нигде нет сведений в имеющихся в нашем распоряжении печатных и рукописных источниках, так как оно только в 1910 году посмертно было оттиснуто при Православной миссии в Корее, в журнале "Китайский Благовестник" (вып. 2-ой и 3-й и т.д.).
В 1886 году, еще будучи викарным епископом Новомиргородским Херсонской епархии, епископ Иустин начал свой труд "Келейное правило", которое окончил в Уфе в 1898 году 16 октября. Составлял оно его под руководству всех бывших под руками святоотеческих правил. Задача этого колоссального труда, который потребовал упорной и кропотливой работы на протяжении двенадцати лет: во-первых, обнять всю область предметов, подлежащих молитве, молению, прошению и благодарению, а, во-вторых, занять молитвой все время в течение уединенной монашеской жизни для стяжания духа непрестанной молитвы.
В основу "Келейного правила" епископ Иустин взял Евангелие от Матфея, гл. XXVI, ст. 41: "Бдите и молитеся, да не внидете в напасть".
Кроме выдержки из Евангелия им приведены слова Св. Иоанна Златоуста, что "у каждого христианина должно быть правило, которым он должен руководствоваться в деле спасения своей души; должен быть и план, коему должен следовать в своей духовной жизни", затем слова Св. Василия Великого, что "молиться надобно всегда, при всяком случае, но, прибавляет он, не должно пренебрегать и уставные времена молитвы". Также взяты слова Св. Иннокентия Иркутского чудотворца: "Аще сотвориши правило без лености, то великую мзду от Бога получиши и грехам отпущение".
Это правило в особенности ценно для иноков, несущих послушание вне монастыря.
Весь круг молитв в течение суток разделен им на восемь равных частей, а именно:
1. Предваряя утро — 3 часа ночи;
2. Утром — 6 часов утра;
3. В третий час — 9 часов утра;
4. В шестой час — 12 часов дня;
5. В девятый час — 3 час дня;
6. По окончании дня — 6 часов вечера;
7. При наступлении ночи — 9 часов вечера;
8. При наступлении ночи — 12 часов ночи.
Во все указанные времена должно совершать особенные молитвы здесь положенные, если у кого нет никаких должностных обязанностей. Если же препятствуют обязанности, то можно соединить в два раза, четыре утром и четыре вечером или еще как удобнее, только совершать все указанные молитвы ежедневно.
Каждая восьмая часть "Келейного правила" начинается особым эпиграфом и заканчивается молитвой св. Иоанна Златоуста, по числу часов дня и нощи, т.е. 24-х часовая молитва и в каждую часть внесено по три часа.
Для более яркого представления об этом труде считаем необходимым хотя вкратце объяснить содержание по отдельности каждой восьмой части этого "Келейного правила".
Лицам, не могущим ежедневно исполнять это правило по каким-либо причинам, как-то: неграмотностью, домашними обстоятельствами или по другим каким-либо причинам, каждая одна восьмая часть этого "Келейного правила" заменяется Иисусовой молитвой, которую нужно творить 300 раз, другими словами, за сутки Иисусова молитва должна быть исполнена две тысячи четыреста раз (300 х 8 = 2400).
Епископ Иустин предлагает подвижнику для молитвенного настроения с утра такой совет: когда проснешься представь себе, что ты опять вступаешь в хор творений Божиих, — Бога славящих и Его воле святой покорных, в природе и на небе — в чинах ангелов и святых. Устроившись так внутренно, живо представь себе Вездесущего и Всезнающего Бога, как стоящего перед тобой и готового слушать тебя. Он же приводит слова св. митрополита Димитрия Ростовского о сущности самой молитвы, что "молитва есть обращение ума и помышлений к Богу; молиться, значит предстоять умом своим к Богу, зреть на Него неуклонно мыслью и беседовать с Ним с благоговейным страхом и упованием. Итак, собери все помышления свои и, отложив внешние попечения, представь ум свой Богу и зри на Него, но помни, что молитва без любви не бывает услышана и не бывает благотворна", а о. Иоанн Кронштадтский говорит о благотворности молитвы так: — "чтобы провести день свой весь совершенно, свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средств — самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она ведет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и, таким образом, дает силу и крепость души против прирождений зла: только хранить сердце надобно".
Первая часть:
Молитвы, предваряющие ко утру
(3-5 часов утра)
"Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоем, Вышний, возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всякую нощь".
В этой первой части перечисляется ряд благодарственных молитв, славословий и предания себя воле Божией.
Часы Св. Иоанна Златоуста:
1-й час — Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
2-й час — Господи, избави мя вечных мук.
3-й час — Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости ми,
или Иисусова молитва 300 раз.
Вторая часть:
Утренние молитвы (в 6 часов утра)
"Заутро услыши глас мой, Царю мой и Божей мой".
Вторая часть начинается с приходного начала, затем — обычного начала. После этого, сюда внесены молитвы: молитва царя Соломона, молитва за всех ближних, молитва за врагов, о прощении грехов, тропарь с молитвою Св. Тихону Задонскому, молитва "Вопль грешной души ко Господу", тропарь Св. Димитрию Ростовскому и молитва Св. Ап. Андрея Первозванного "Поклонение Св. Кресту Господню", тропарь и молитвенное призвание Свят. Митрофана Воронежского или Свят. Иннокентия Иркутского, молитва Ефрема Сирина "О ниспослании Святого Духа".
Вторая часть заканчивается началом отходным, затем часы Св. Иоанна Златоуста.
4-й час — Господи, избави мя всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия.
5-й час — Господи, избави мя от всякого искушения.
6-й час — Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
Или Иисусову молитву 300 раз.
Третья часть:
Поклонение Пресвятой Троицы
(в 9 часов утра)
"Спаси сене, спаси, Возлюбленная Троице".
В третьей части взято из творений Димитрия Ростовского "Поклонение Пресвятой Троице" и часы Иоанна Златоуста.
7-й час — Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.
8-й час — Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое Святое.
9-й час — Господи, Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней, и даруй ми конец благий.
Или Иисусова молитва 300 раз.
Четвертая часть
Поклонение Господу Иисусу Христу.
(в 12 часов дня)
Поклонение Господу Иисусу Христу и часы Св. Иоанна Златоуста.
10-й час — Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми, по благодати Твоей, полежити начало благое.
11-й час — Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
12-й час — Господи, небес и земли, помяни мя грешного раба Твоего студного и нечистого, во Царствии Твоем. Аминь.
Или Иисусову молитву 300 раз.
Пятая часть
Поклонение Всесвятому Духу.
(в 3 часа пополудни)
"Царю Небесный Утешителю..."
Поклонение Богу Духу Всесвятому, молитва к Богу Духу Всесвятому и часы Св. Иоанна Златоуста.
13-й час — Господи, в покаянии приими мя.
14-й час — Господи, не остави мене.
15-й час — Господи, не введи мене в напасть.
Или Иисусова молитва 300 раз.
Шестая часть
Поклонение Пресвятой Богородице
(в 6 часов пополудни)
"Не имамы иные помощи..."
Поклонение Пресвятой Богородице, предание себя Божией Матери, ряд молитв к Ней и воззвания ко Господу Богу, взятые из Ефес. 1-17-18; Сирах. гл. XXIII; Иак. 1.5-8.
Часы Св. Иоанна Златоуста
16-й час — Господи, даждь ми мысль благу.
17-й час — Господи, даждь ми слезы, и память смертную и умиление.
18-й час — Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
Или Иисусова молитва 300 раз.
Седьмая часть
Вечерние молитвы
(в 9 часов вечера)
"Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя".
Молитвы вечерние, начало приходное, молитвенное призывание святых, молитва Св. Василия Великого, исповедание грехов, молитва Св. Иоанна Дамаскина, молитва Честному Кресту, псалом 90 и часы Св. Иоанна Златоуста.
19-й час — Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
20-й час — Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
21-й час — Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
Или Иисусова молитва 300 раз.
Восьмая часть
Полунощные молитвы
(в 12 часов в полночь)
"Полунощи востах — исповедатися Тебе (Господи) о судьбах правды Твоея".
Полунощные молитвы, псалом 50, полунощная песнь ко Пресвятей Богородице, молитвы преп. Нила Сорского, молитва Св. Ефрема Сирина, воззвание ко Господу Иисусу Христу.
Часы Св. Иоанна Златоуста
22-й час — Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
23-й час — Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи.
24-й час — Господи, веси яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем: яко благословен еси во веки. Аминь.
Или Иисусова молитва 300 раз.
Перечислив вкратце по отдельности все восемь частей этого труда, невольно хочется отметить особенности и красоту этого "Келейного правила", где как на канве на 24-х часовой молитве Св. Иоанна Златоуста, распределенной по три часа на каждую восьмую часть, красивым рисунком идут особенные молитвы, дающие исполняющим это правило полное удовлетворение упованию, вере, надежде и любви к Богу Творцу, Иисусу Христу, Духу Святому, Святой Троице, Божией Матери, Силам Небесным и Св. угодникам Божиим.

Труды:
"Православно-христианское вероучение или Догматическое богословие". Херсон, 1886-1887, ч. I-II; 2-е изд. СПБ, 1902.
"Нравственное учение Св. нашего Исаака Сирина". (Магистерская диссертация), I-е изд. СПБ, 1874. "Христ. Чтен." 1869, 1902, 2-е изд.
"Венок на могилу Преосв. Игнатия, епископа Костромского и Галичкого". Кострома, 1883.
Полное собрание его сочинений — 12 обширных томов. С 1 по 10 М. 1895. С 10 по 12 Рязань, 1896, 1897.
"Молитвенное воздыхание и размышления Св. Димитрия Ростовского и Тихона Задонского". "Церк. печ." СПБ, 1889.
"Сказание о Св. Василии первом епископе Рязанском". "Пастыр. Соб." 1895, № 22-23, с. 330-334.
"Воспоминания о Высокопреосв. архиепископе Иосифе (Богословском). "Пастыр. Соб." 1895, № 50, с. 744-747.
"О молитве или призывании Бога — учение Св. Тихона Задонского". М. 1895.
"Палестинские вечера в Рязани". Рязань, 1896.
"Зерцало православного исповедания Св. Димитрия Ростовского" (в русском переводе). СПБ, 1898.
"Жизнь во Христе". М. 1899.
"Поучения в честь и славу Пресвятой Богородицы". М. 1900.
"Что такое жизнь и как должно жить". СПБ, 1901.
"Догматы по Стефану Яворскому". 2-е изд. СПБ, 1902.
"Ручная книжка православного христианина, содержащая в себе Божественные слова и речи Господа нашего Иисуса Христа". 2-е изд., СПБ, 1902.
"Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский и устав его о скитской жизни" М., 1902.
"Нерукотворный образ Всемилостивого Спаса". М., 1904.
"Краткие поучения о посте и молитве". М., 1906.
"Келейное правило". Окончено в Уфе 16 октября 1898 г. (Оттиснуто при Православной миссии в Корее в 1910 г.).
"На высоте истинной и чистой христианской нравственности". М., 1911.
"Краткие поучения о говении". (М).
"Светила Церкви".
"Преподобный Нил Сорский" (Отдельная монография).
"Святой Иустин философ" (Отдельная монография).
"Епископ Феодор Анкирский" (Отдельная монография).
"Епископ Климент Анкирский" (Отдельная монография).
"Святой Димитрий Ростовский" (Отдельная монография).
"Очерки основных положений христианского нравоучения".
"Мысли на каждый день года".
Проповеди.

Отзывы о трудах:
Проф. Беляев А.Д. "Отзывы о трудах епископа Иустина Полянского". "Журнал Сов. Моск. Дух. Акад." 1899 г. Москва, 1890, с. 55-80.
Отзыв на труд епископа Иустина Полянского. "Догматическое богословие". "Богосл. Библиогр. листок № 6", 1881.
Проф. Введенский А.И. "Панегерический отзыв о трудах Преосв. Иустина (Полянского), епископа Рязанского и Зарайского". "Богосл. вестн.", 1896.
Отзыв о сочинениях епископа Иустина (Полянского). "Народн. Образ." книга VI, VII за 1899 г.
Проф. Бронзов А.А. "Нравственное богословие в России в течение XIX столетия". СПБ, 1901, на 154 с. имеется отзыв о трудах епископа Иустина.
Отзыв о трудах епископа Иустина (Полянского). "Русск. Паломн." 1901, № 48.
Каталог Тузова, с. 110-111.

Литература:
"Церк. Вед." 1890, № 2, с. 7.
-"- 1891, № 20, с. 172.
-"- 1893, № 31, с. 253.
-"- 1894, № 51, с. 419.
-"- 1896, № 43, с. 389.
-"- 1900, № 30, с. 281.
"Приб. к "ЦВ" 1889, № 2, с. 42.
-"- 1895, № 50, с. 1627.
-"- 1903, № 42, с. 1634-1635.
"Пастыр. Собес." 1895, № 22-23, с. 330-334.
-"- 1895, № 31-32, с. 453-455.
-"- 1895, № 48, с. 699-701.
-"- 1895, № 50, с. 744-747.
"Церк. Вестн." 1891, № 8, с. 138-139.
-"- 1895, № 47, с. 1507.
-"- 1895, № 50, с. 1627.
"Истор. Вестн." 1895, ноябрь, с. 637-638.
"Изв. Каз. Еп." 1885, № 4, с. 57.
"Состав Св. Прав. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 104, 1903 г., с. 230, 231.
"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 485, с. 72.
"Прав. Благов." 1915, № 42, с. 160, 164, 166.
Беляев А. Статья в журнале Сов. Моск. Дух. Акад. за 1889 год об епископе Иустине.
Н.Н. Библиографическая заметка: сочинения Преосв. Иустина, епископа Рязанского и Зарайского, т. III, с. 1-456, т. IV, с. 1-17, 1-344.
М.Д. Библиографическая заметка: сочинения Преосв. Иустина, епископа Рязанского и Зарайского, т. IV, с. 344, т. V, с. 363, т. VI, с. 441.
Троицкий С. "Епископ Иустин Полянский". "О чертах характера Иустина, епископа Костромского". Путешествие по святым местам Руси, ч. 2-я, с. 55-57.
Булгаков, с. 1411, 1415, 1416.
БЭЛ т. VII, стб. 593-595.
БЭС т. I, стб. 1120.
БЭС т. II, стб. 1974, 2168, 2215.
НЭС т. XX, стб. 224-225 и доп. т. 1а, с. 854.

 
Должности и места служения

инспектор
Семинария Виленская духовная

1870 г. 19 век   —  
1875 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Костромская духовная

26.12. 1875 г. 19 век   —  
1885 г. 19 век
  
  

Уфимская епархия

14/26.10. 1896 г. 19 век   —  
14/26.07. 1900 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–